Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Чуть меньше крови

«Сигнал» Джона Стэнмейера был признан лучшей фотографией 2013 года на конкурсе World Press Photo

,
__is_photorep_included5907993: 1
Африканские мигранты в Джибути, беженцы в Софии и нудисты на острове Утриш: в Амстердаме объявили победителей 57-го международного конкурса World Press Photo — одной из самых престижных премий для фотожурналистов.

Лучшей фотографией 2013 года по версии международного фотоконкурса World Press Photo стала работа американца Джона Стэнмейера «Сигнал», на которой африканские мигранты в Джибути, освещенные лунным светом, поднимают телефоны к небу и пытаются поймать слабый сотовый сигнал из Сомали. Этот же снимок стал первым в самой спорной категории «Проблемы современности», призванной диагностировать наиболее острые вопросы сегодняшней жизни в мире.

Стэнмейер много раз получал профессиональные награды. Он штатный фотокорреспондент агентства «VII», сотрудничает со многими известными изданиями и специализируется на политических репортажах из Азии и Среднего Востока. Стэнмейер работал в Афганистане, в Восточном Тиморе, а также освещал конфликты на Ближнем Востоке. Выигравший конкурс 2014 года снимок он сделал для журнала National Geographic.

Всего победителями World Press Photo в этом году стали 53 фотографа в 18 категориях. На конкурс было прислано около 100 тыс. работ от 5,74 тыс. авторов.

В рамках конкурса выбирают победителей в девяти категориях, победители в каждой из них получат денежный приз в размере €1500, а фотографы, занявшие вторые и третьи места, — поощрительную премию.
В этом году в категории «Горячие новости» победил фотожурналист агентства AFP Филиппе Лопес — награда ему досталась за снимок «Выжившие в тайфуне», сделанный на Филиппинах после прохождения супертайфуна «Хайян». За серию снимков в этой категории приз получил работающий для Reuters серб Горан Томашевич: его фото, снятое в охваченной гражданской войной Сирии, называется «Повстанцы атакуют правительственный блокпост».

Второе место в «Горячих новостях» заняла фотография американца Джона Тлумацки с места взрыва на марафоне в Бостоне, а третье — снимок «Последнее объятье» Таслимы Ахтер, который она сделала на месте обрушения здания Rana Plaza в Бангладеш. Серия снимков с этого события (фотограф Рахул Талукдер) заняла третье место в «Горячих новостях».

Работа испанца Мойзеса Самана «Изготовитель бомб из Алеппо», которая стала второй в разделе «Основные новости», также посвящена событиям в Сирии. А первый приз достался серии снимков австралийского фотографа Криса МакГраса, которые он сделал в районах, пострадавших от тайфуна «Хайян».

Среди победителей World Press Photo — 2014 есть три российских фотографа.

Выпускник Школы фотографии и мультимедиа имени Родченко Данила Ткаченко с серией снимков живущих вдали от цивилизации отшельников «Побег» получил первую премию в номинации «Портреты». Его однокашник Никита Шохов стал третьим в той же категории: награду он получил за лиричные портреты участников нудистской колонии на острове Утриш. Живущая во Франции Елена Чернышева завоевала третий приз в номинации «Повседневная жизнь» за апокалиптическую серию «Дни ночей — ночи дней», в которой она рассказывает о Норильске — самом грязном городе в мире, «вся жизнь которого вертится вокруг металлургического завода, а зимой, во время полярной ночи, и вовсе останавливается», как гласит описание работы.

Сюжеты, награждаемые на World Press Photo, год от года практически не меняются: фотографы, представленные на конкурсе, в основном снимают разрушительные стихийные бедствия, неизлечимо больных детей, голод и нищету, терзающие третий мир, а также вооруженные конфликты и их жертв. Многие снимки в категориях «Горячие новости», «Главные новости» и иногда даже «Повседневная жизнь» выделяет, возможно, только предельная физиологичность и эмоциональный накал.

В этом смысле показательна работа, признанная лучшей фотографией в прошлом году, --

снимок шведского фотографа Пола Хансена «Похороны в Газе», на котором убитые горем родственники носят по улицам трупы детей, погибших в результате израильского ракетного удара. Снимок стал олицетворением эксплуатации насилия и смерти — того, за что обычно и критикуют World Press Photo. Кажется, в этот раз жюри решило немного реабилитироваться: фотография Стэнмейера, победителя этого года, изображает последствия социального катаклизма в Сомали, но делает это довольно поэтично, без незаживающих ран и оторванных конечностей.

Премия World Press Photo вручается с 1955 года. В течение двух месяцев выставка работ-победителей будет демонстрироваться в Амстердаме, а потом поедет путешествовать по миру.