Героическое, слишком героическое

В российском прокате идет фильм Ренни Харлина «Геракл: начало легенды», первый из череды новых пеплумов

__is_photorep_included5866509: 1
В прокате «Геракл: начало легенды», в котором экстравагантный финн Ренни Харлин попытался придать историчность древнегреческому мифу, но лишь исказил и то, и другое.

Когда царь Амфитрион (Скотт Эдкинс) стал чересчур кровожадным, его жена Алкмена (Роксана Макки) попросила, чтобы Гера помогла найти на тирана управу. Богиня, вздохнув, одолжила смертной женщине на ночь своего мужа Зевса. Тот явился к Алкмене в опочивальню то ли под видом привидения в простыне, то ли в формате святого духа, и зачал Геракла (Келлан Латц из «Сумерек»). Амфитрион очень расстроился такому повороту событий, назвал ребенка Алькидом и лишил права наследования. Мальчик рос в тени жестокого и трусливого брата Ификла (Лайам Гэрриган), который постоянно присваивал его подвиги себе. Алькид не расстраивался: гораздо больше, чем слава и власть, его интересовали фитнес и критская принцесса Геба (Джая Уайсс).

Но царь решил выдать девушку за Ификла, а Алькида вместе с небольшим отрядом отправил в Египет на верную смерть от рук наемников-псоглавцев.

В походе сын Зевса попал в плен, стал гладиатором, завоевал свободу, познал свою силу и вернулся в Грецию с новым именем — как герой-освободитель Геракл. Компанию в одиссее ему составил солдат Сатирион, сыгранный Лиамом МакинтайромСпартаком из одноименного сериала канала Starz.

2014 год обещает быть годом пеплумов.

Режиссер Пол Андерсон (не тот, который «Нефть», а тот, который «Обитель зла» и муж Миллы Йовович) через месяц представит «Помпеи»; в главной роли – Кит Хэрингтон (Джон Сноу из «Игры престолов»). В марте выйдет продолжение «300 спартанцев» — с Родриго Санторо, Леной Хиди и Евой Грин, но без Джерара Батлера. А в июле покажут еще одного «Геракла», на этот раз с Дуэйном «Скалой» Джонсоном.

Увы, первый же пеплум рождает желание посыпать голову пеплом: над Гераклом и Древней Грецией здесь издеваются сильнее, чем в одноименном сериале.

Биографии всех без исключения героев переиначены, из 12 подвигов в сценарий попал лишь бой с Немейским львом, а эллинов вечно путают с римлянами. Звезда «Сумерек» Латц играет исключительно мускулами, у интересных актеров Макинтайра и Эдкинса мало экранного времени, Гэрриган выглядит пародией на Хоакина Феникса из «Гладиатора», Роксана Макки — тенью Лены Хиди из «300 спартанцев».

Любовная линия Геракла и Гебы напоминает скорее средневековый романтизм Тристана и Изольды, чем античные страсти в том виде, в котором их завещал нам Гомер.

Сверхспособности греческого супергероя проявляются всего дважды: одна позаимствована у Халка, другая — у героя Микки Рурка из «Железного человека-2». Мифические существа и опасные звери, за исключением льва, в сюжете не появляются. Хореография боев, спецэффекты, костюмы и декорации хороши. Однако того, что составляло нерв «300 спартанцев» и сериала «Спартак», — наслаждения жестокостью и красотой, кровавыми боями и постельными сценами, танатасом и эросом — здесь нет: рейтинг не позволяет. Для жанра трэша, в котором режиссер Харлин в последнее время большой специалист (вспомним «Тайну перевала Дятлова»), фильму недостает юмора и радикализма.

В сценах зачатия и распятия Геракла сценаристы явно намекают на связь эллинской мифологии с христианством, но и эта мысль давно неоригинальна.

Для взрослых фильм скучноват, зато мальчишкам должен понравиться: подвиги Геракла в любой редакции остаются великим учебником о том, что нужно закалять тело и дух, быть смелым, благородным и честным, ценить товарищество и родство и хоть во что-нибудь, но верить. Но сценарий настолько искажает картину античного мира, что лучше уж показать подросткам «Спартака» Стэнли Кубрика, «Триста спартанцев» Рудольфа Мате или хотя бы «Гладиатора» Ридли Скотта — там почтения к истории и трагического героизма гораздо больше.