Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Атомные чувства

В прокате фильм «Гранд Централ: Любовь на атомы» француженки Ребекки Злотовски с Леей Сейду в главной роли

В прокате фильм «Гранд Централ: Любовь на атомы» француженки Ребекки Злотовски с Леей Сейду в главной роли — гипнотизирующая история о подобии любви и радиации, ставшая невольным парафразом «В субботу» Александра Миндадзе.

Черноокий молодой человек по имени Гари (Тахар Рахим), с темным прошлым и сомнительным настоящим, наконец-то получает стабильную, хорошо оплачиваемую работу в ремонтной команде энергоблока атомной электростанции «Гранд Централ». По сути, платят ему за то, что он каждый день спускается к реактору и облучается. Его сослуживец Тони (Дени Менаше) свою дозу, например, уже получил – и стал бесплоден. Тем временем между милашкой-невестой сослуживца Кароль (Лея Сейду) и Гари рождается запретное чувство, сопровождаемое томными взглядами, дрожанием коленных чашечек и жаркими свиданиями у озера.

Страстной любви двух героев аккомпанируют подозревающий взгляд рогоносца Тони и нещадный треск дозиметра.

«Гранд Централ» — второй фильм 33-летней француженки Ребекки Злотовски. Картину показывали в рамках «Особого взгляда» Каннского кинофестиваля прошлого года. В главной роли Лея Сейду, сыгравшая также обладательницу роковых синих волос в «Жизни Адель» Абделатифа Кешиша, картине-победительнице основного конкурса. Предметом операторского любования в первом фильме Злотовски «Прекрасная заноза» (2010) тоже была Сейду, за три года сумевшая легко шагнуть из образа хрупкого сердитого подростка в образ ветхозаветной искусительницы. Любопытно, что в «Гранд Централ» параметры фигуры искусительницы тоже приблизились к ветхозаветным –

все-таки соблазнять здесь приходится не школьницу с вечно полуоткрытым ртом, а трудяг с атомной электростанции.

Мужчин в «Гранд Централе» абсолютное большинство. С не меньшим упоением, чем, показывая покачивающуюся от ходьбы грудь Леи Сейду, Злотовски сосредотачивает фокус на небритых лицах и почерневших пальцах. В идиллическом пейзаже, состоящем из лесов, озер и рек, высятся гигантские охладительные башни, своим внушительным видом лишний раз напоминающие, какое предприятие в этом районе является градообразующим.

Радиация – неотъемлемая часть здешней жизни; невидимый враг, источник существования. Трудовой стаж работников станции измеряется не годами, а беккерелями.

Существование работников ремонтной команды энергоблока раскрашено цветами зон – красная, зеленая. Счетчик Гейгера как ручные часы.

Все вращается вокруг дозы — получил, не получил.

Нет, никто не спорит с тем, что в штатной ситуации АЭС – это безопасно. Просто не для тех, кто ее обслуживает.

Возникшая между Гари и Кароль страсть автоматически рифмуется с разлитой здесь опасностью, радиацией. Эта очевидная метафора, разумеется, не результат критической мысли. «Любовь» и «боль» рифмуют сами герои. Кароль решает объяснить новичку симптомы облучения (дрожь, гудение в голове) на практике и продолжительно его целует.

В сам фильм будто помещено зеркало: что происходит внутри станции, происходит вне станции. И наоборот.

По мере того как Гари все сильнее влюбляется в девушку, зловещий атом будто вступает с ним в спиритический контакт; чего стоит только плакат, висящий в рабочей раздевалке, «Не поддавайтесь любопытству».

На деле природа этого сравнения парадоксальна. В то время как радиация – хладнокровное зловещее излучение, не ведающее границ, любовь в «Гранд Централ» горячая, текучая и животная (не рычащая — урчащая). Герои обмениваются только многозначительными взглядами, знаками, вздохами. Диалоги же бессодержательны («— Гари? – Да? – Нет, ничего»). Любовные встречи всегда на лоне девственной природы – влюбленные тихо бродят, как два осторожных зверя, водят ушами. Самке в конце концов придется выбрать между надежным бесплодным самцом и ненадежным, но здоровым. Проблема еще и в том, что от здорового у нее подкашиваются ноги и скручивает живот.

Бесхитростная рифма превращается в самостоятельный двигатель сюжета. По сути, все, что делает Злотовски – это поточнее настраивает зеркало:

любовь и радиация, отражаясь друг в друге и, главное, сверяясь друг с другом, сами доводят дело до финала.

В финале «Гранд Централ» важна не развязка, а полученный результат: ведь дозы, как и свидания на час, сами по себе безопасны — опасность они начинают представлять только в своей сумме.

Время, поначалу безобидное и повседневное – ужин, выпивка с друзьями, игра на гитаре, сон, — начинает вязнуть, отяжеляться, хватать героев за ноги, угрожать.

Сотрудники станции работают добровольно – не только потому, что за это платят хорошие деньги: они привыкли к своему невидимому врагу, тянутся к нему. Станция притягательна, как и любая опрятная смерть.

Все здесь привыкли к ощущению растворенной, размазанной во времени катастрофы, и никто никуда не уедет.

«Гранд Централ: Любовь на атомы» — это день 26 апреля 1986 года в Чернобыле, описанный в знаменитой картине Александра Миндадзе «В субботу», только здесь он длится годами, десятилетиями. По сути,

Злотовски интересна та же гипнотизирующая инерция, оставляющая людей в зоне опасности.

У Миндадзе эта инерция — инфантильная равнодушная воронка, бездумно засасывающая в себя все живое, в то время как у Злотовски это притяжение тоньше, прочнее, понятнее. «В субботу» — это сон, в котором нужно убежать от убийцы, а ноги становятся ватными и не слушаются.

«Гранд Централ» — это ситуация хронического опоздания: реальность замедляется, а стрелки часов, как назло, крутятся в два раза быстрее.

Причем эта ситуация объясняется зрителю на практике. Самое впечатляющее в фильме Злотовски не аккуратно исполненная рифма, а идеальный, бьющий по голове эффект присутствия. Радиация постепенно покидает границы экрана и начинает заражать собой зрителя. Даже автор фильма становится жертвой излучения – в конечном итоге Злотовски в ужасе отшатывается от своей истории и бросает ее на полуслове, будто наконец-то осознав, что пора заканчивать и валить — либо сейчас, либо никогда. А вот преданный рассказчиком зритель уйти уже не в состоянии.

Треск счетчика Гейгера красиво перерастает в гул сирены. Суетиться уже поздно.

Новости и материалы
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Россиянам рассказали о погоде на Первомай
Отряды «Хезболлы» нанесли удар по поселениям на севере Израиля
Стало известно, чем будут закупаться россияне на майских праздниках
Еще одна страна заявила о заинтересованности в сотрудничестве с БРИКС
Все новости