Большой ищет, с кем поиграть

«Газета.Ru» выяснила, кто может занять пост главного дирижера и музыкального руководителя Большого театра

Иван Архипов 26.12.2013, 08:21
Зураб Джавахадзе/ИТАР-ТАСС

Большой театр ищет главного дирижера и музыкального руководителя — сразу обоих или человека, который совмещал бы эти должности. «Газета.Ru» узнала имена музыкантов, которых прочат на эти посты.

Большой театр ищет нового главного дирижера и музыкального руководителя на замену ушедшему в начале декабря Василию Синайскому. Одновременно гендиректор Большого Владимир Урин ведет поиск дирижера-постановщика оперы «Царская невеста», премьера которой намечена на февраль 2014 года. От этой должности уже отказался дирижер Владимир Федосеев — маэстро сослался на очень плотный график; к тому же в дни премьеры он должен будет дирижировать в Вене. На замечание о тревожном положении дел в оперной и музыкальной части Большого Урин сообщил, что не хотел бы подбирать человека на столь ответственные посты в спешке.

Как стало известно «Газете.Ru», на вакантные должности рассматриваются три кандидатуры: дирижера Немецкого симфонического оркестра Тугана Сохиева, руководителя Ливерпульского королевского (и главного приглашенного дирижера петербурского Михайловского) театра Василия Петренко и молодого маэстро Дмитрия Юровского, младшего в дирижерской династии.

Должности главного дирижера и музыкального руководителя в Большом театре формально разведены. Однако, как замечают собеседники «Газеты.Ru» в руководстве театра, без совмещения этих полномочий новому человеку работать будет трудно; вероятнее всего, это понимает и гендиректор. С другой стороны, отмечает один из экспертов, «в отличие от Анатолия Исканова, Владимир Урин — человек с большими творческими амбициями, который все решения — по солистам, режиссерам, дирижерам — предпочитает решать у себя в кабинете». По его мнению,

реальным музыкальным руководителем при новом главном дирижере будет сам генеральный директор.

«Речь идет о том, какую тактику выберет Урин, — добавил источник, — возьмет на эти должности серьезного стратега или, наоборот, «рабочую лошадку», «менеджера», который будет исполнять решения, принятые на уровне гендиректора».

В этом смысле все три кандидатуры относятся к «стратегам». «Сохиев — протеже Валерия Гергиева, — рассказал источник, знакомый с ситуацией, — на данный момент он много работает в Мариинке. Сохиев считается наиболее вероятной кандидатурой, однако у него очень загруженное расписание — график расписан на многие месяцы вперед». Петренко, в свою очередь, с августа 2013 года занимает должность главного дирижера Филармонического оркестра Осло.

Предложение может быть интересно молодому Дмитрию Юровскому, однако его брат Владимир Юровский, занимающий пост худрука Государственного академического симфонического оркестра России имени Светланова с 2011 года, неоднократно получал предложение о постоянной работе в Большом — и отказывался.

Место «ответственного за всю музыку» в Большом стало вакантным после того, как в декабре уходящего года в отставку внезапно подал Василий Синайский, занимавший пост главного дирижера театра и де-факто исполнявший обязанности музыкального руководителя. Работать в театре, по его собственному признанию, ему стало «неинтересно и невыносимо». До премьеры оперы «Дон Карлос» 20 ноября этого года, в которой маэстро был музыкальным руководителем, оставалось две недели.

«Рассчитывали, что Синайский доработает как минимум до конца сезона, — сообщили «Газете.Ru» в Большом. — Он долго терпел, а потом вдруг сорвался и в один день уволился».

По словам собеседников издания, экс-главный дирижер Большого попал в ситуацию «невыносимого расписания». «Василий Синайский загрузил себя сверх всякой меры и просто не успевал на репетиции оперы «Дон Карлос» — сложнейшего многочасового полотна, — рассказали «Газете.Ru». — Он дирижировал «Реквиемом» Верди, потом настоял на своем вводе в «Травиату», которой раньше никогда не занимался, — и на «Дона Карлоса» его просто не хватило».

Работы у преемника Синайского будет много.

«Нужно навести в порядок в оперной труппе, очень непростом оркестре, перетряхнуть репертуар», — рассказали сотрудники труппы Большого. — «По-хорошему, это дело, на которое придется положить жизнь».

В то же время далеко не факт, что в этой работе новый назначенец получит карт-бланш. По словам источника, «на руки этому человеку будет смотреть не только гендиректор, но и люди в правительстве, курирующие главную сцену России». «Что-либо радикально менять никто этому человеку не даст», — резюмировал источник.