Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Действующее лицо

Скончался прославленный британский актер Питер О'Тул

Британский актер Питер О'Тул, лучший исполнитель роли Лоуренса Аравийского, скончался на 82-м году жизни после долгой болезни.

Питер О'Тул уже был восходящей звездой британской театральной сцены, когда одно из первых появлений в кино принесло актеру мировую славу: в 1962-м он сыграл заглавную роль в «Лоуренсе Аравийском» Дэвида Лина. Картина получила семь премий «Оскар», но О'Тулу статуэтка не досталась.

Ни в этот раз, ни в другие семь, когда он был номинирован на награду Американской киноакадемии.

Есть мнение, что настоящая кинослава также ему не досталась. Он всегда был культовым персонажем своей собственной жизни, сыграл немало памятных ролей, но не превратился в величину, сопоставимую с Лоуренсом Оливье. Сумасброд и любитель ночных загулов, он и Национальный театр, только что созданный и возглавленный тем же Оливье, покинул сразу после того, как сыграл первую премьеру площадки — «Гамлета».

В кино же все складывалось хорошо, но без того, что обычно называют величием. В 1960-х актер был номинирован на «Оскар» за главные роли в «Бекете» (1964) и «Льве зимой» (1968), а также не слишком успешном мюзикле «До свидания, мистер Чипс» (1969). В 1966-м сыграл с Одри Хепберн в комедии Уильяма Уайлера «Как украсть миллион».

В 1972-м — еще одна номинация за «Правящий класс»: злая сатира на английскую знать попала в конкурс Каннского кинофестиваля, но дома вызвала недовольство. И в том же году — мюзикл «Дон Кихот из Ла-Манчи», в который О'Тул вписался, еще когда фильм должен был быть драмой.

Между — хорошие роли, не слишком удачные роли, отличные роли, потаенные сокровища синефилов и киноманов.

И то, о чем не перестанут судачить. В 1970-х О'Тул пил больше обычного. К этому периоду относятся истории вроде рассказанной телеведущему Дэвиду Леттерману.

Когда в каком-то крошечном дублинском баре О'Тулу и его другу актеру Питеру Финчу отказались наливать по причине того, что оба еле стояли на ногах, артисты открыли чековые книжки и выкупили заведение.

Наутро они осознали опрометчивость поступка, вернулись в бар, где их ждал подлинный владелец, сделка была аннулирована, О'Тул и Финч стали завсегдатаями, а год спустя умудрились ошибиться могилой на похоронах этого самого бармена.

Можно строить домыслы о том, что это подрывало карьеру или, напротив, создавало легенду. Как бы там ни было, 1970-е О'Тул пережил (в отличие от того же Финча), в 1979-м загремел вместе с Хелен Миррен, Джоном Гилгудом и молодым Малкольмом Макдауэллом в «Калигулу» Тинто Брасса, а в начале 1980-х вновь стал претендентом на «Оскара» за роли в «Каскадере» (1980) и «Моем любимом годе» (1982). Потом началась пора номинаций на «Золотую малину» за худшие роли (выводов делать не будем), а

в 1987-м О'Тул сыграл английского наставника в «Последнем императоре» Бернардо Бертолуччи, и дела пошли на поправку.

В это же время случилось и триумфальное возвращение к славе театральной. Один пьющий журналист Кит Уотерхаус написал про другого пьесу «Джеффри Бернард нездоров»: такое сообщение размещал журнал The Spectator на пустой полосе в случаях, когда запои их колумниста препятствовали сдаче материала в срок (колонка Бернарда про жизнь в Сохо называлась «На дне»).

О'Тул выпивал с обоими и в 1989-м впервые вышел в роли Бернарда на сцену, после чего играл его на протяжении десяти с лишним лет в разных театрах.

Последнее десятилетие также выдалось достойное. Ставший живым классиком актер появился в «Золотой молодежи» (2003) Стивена Фрая, сыграл короля Приама в «Трое» (2004), озвучил ресторанного критика в мультфильме «Рататуй» (2007), царствовал в «Звездной пыли» (2008) и вновь был номинирован на «Оскар» за роль в «Венере» (2006) — мелодраматической комедии о старом актере, юной девушке и картине Веласкеса.

Ни в чем не раскаивался, привычкам не изменял. Когда упомянутый выше Леттерман спросил его, не думал ли он о последнем послании человечеству, которое могло бы быть выбито на надгробии, актер ответил, что идея подобной фразы пришла к нему еще в 1960-х. В те времена молодой гуляка был обладателем кожаного пиджака, пропитанного, по его словам, «гиннесом», кровью и рвотой. Отослав потрепанную жизнью вещь в прачечную, О'Тул получил ее почищенной, но с запиской, сообщавшей: «С прискорбием возвращаем вещь в состоянии, которое не назовешь идеальным» (It distresses us to return work which is not perfect). Такой вариант эпитафии его бы вполне устроил.

Новости и материалы
Потасовка байкеров и гаишников в Белгороде попала на видео
Перечислены неочевидные заболевания, на которые может указывать тошнота
Врач Федосьина: тошнота может быть признаком опухоли головного мозга
Глава МИД Польши обвинил Россию в отправке мигрантов в Европу
Украина призвала Запад закрыть небо над страной
В американском Институте по изучению войны обвинили Байдена в провале ВСУ
Аэропорт Элисты принял первый после возобновления работы самолет из Москвы
В России впервые запустили сервис умной диагностики здоровья по видеоселфи
В ЕМС запустили сервис для диагностики здоровья по селфи за одну минуту
Поклонники переживают за здоровье сына Пэрис Хилтон
Российские компании могут обязать платить за использование зарубежного софта
Ученые выявили участки мозга, играющие роль в развитии заикания
Минфин РФ введет акциз на медицинский спирт
Стала известна дата выхода «Денискиных рассказов» с Лизой Моряк и Яниной Студилиной
Сбежавший из Украины спортсмен получил российский паспорт
В Тверской области 18-летний юноша поджег военкомат и получил срок 11 лет
В сети обсуждают съемку ведущей «Кто хочет стать миллионером?» в бикини: «Светская булочка»
Компания Apple может изменить дизайн своего логотипа в iPad
При ночной атаке на Луганск могли использовать ракеты ATACMS
ГД РФ рассмотрит новые критерии признания нежелательными иностранных организаций
Все новости