Пенсионный советник

Онегина уволили

Объявлены музыкальные номинации национального театрального фестиваля «Золотая маска»

Кирилл Матвеев 14.11.2013, 20:07
Чемпионом по количеству номинаций в области музыкального театра стал петербургский Михайловский... Вадим Жернов/ИТАР-ТАСС
Чемпионом по количеству номинаций в области музыкального театра стал петербургский Михайловский театр — он претендует на 22 награды

Объявлен список претендентов на победу в музыкальном, оперном и балетном конкурсах «Золотой маски» — главной театральной премии России. Показы номинантов растянутся от январских спектаклей Мариинского театра на сцене Большого до апрельских фестивальных программ.

В музыкальных и танцевальных номинациях национального театрального фестиваля «Золотая маска» больше всех номинаций собрал петербургский Михайловский театр – он может получить 22 награды. Отобранные спектакли вполне достойны победы — и пронзительно-философский «Билли Бад» Вилли Декера, и причудливо-фантасмагорический «Евгений Онегин» Андрея Жолдака, и кинематографический «Летучий голландец» Василия Бархатова.

Большой театр в рамках «Маски» покажет отменный детский спектакль «Дитя и волшебство» на музыку Равеля и уютную, в русских березках, «Сомнамбулу» итальянского режиссера. Нашумевший «Князь Игорь» в постановке Юрия Любимова, где от партитуры остались лишь рожки да ножки, справедливо не прошел сито конкурсного отбора. Гламурная, псевдокрасивая «Травиата» из ГАБТа, хоть она и любимица публики, тоже на фестиваль не попала.

Мариинский театр не назовет эту «Маску» удачной: он обозначен в списке одним лишь «Левшой» Щедрина, прочие оперные премьеры экспертам не понравились.

«Итальянка в Алжире», феерический спектакль Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, хорош тем, что даст возможность еще раз услышать в главной партии Максима Миронова, одного из лучших теноров Европы, а пермская «Свадьба Фигаро» — насладиться аутентичным моцартовским оркестром Теодора Курентзиса. Редкий гость фестиваля театр «Новая опера» представлен в юбилейный год Вагнера его «Тристаном и Изольдой». Стоит поздравить совсем не избалованный выдвижениями московский Музыкальный театр имени Покровского: он номинирован за оперу Владимира Кобекина «Холстомер». Есть спектакль из Екатеринбурга — «Борис Годунов» Александра Тителя.

Самое, пожалуй, любопытное выдвижение — продвинутая опера «Франциск», прошедшая всего один раз и выгодно выделявшаяся на фоне прочих «актуальных» премьер прошлого сезона.

Забавно, как стуки и трески автора «Франциска» Сергея Невского будут соревноваться в номинации «композитор», например, с музыкой Родиона Щедрина к «Левше».

Как и почему выдвигали на «Маску» оперных режиссеров, останется тайной экспертного совета.

Одни авторы номинированных спектаклей в списке есть, других — нет. Это постоянный вопрос фестиваля: может ли быть лучший спектакль без лучшего постановщика?

Женские оперные номинации розданы то чересчур щедро, то слишком скупо: по крайней мере двух певиц в список можно было бы не включать, а кое-кого несправедливо забытого, наоборот, добавить. Зато наличие Венеры Гимадиевой за «Сомнамбулу» и Асмик Григорян за Сенту в бархатовском «Летучем Голландце» само собой разумеется. Конкуренцию им создадут Татьяна Рягузова (Татьяна в «Онегине» Михайловского театра), Анна Касьян (пермская «Свадьба Фигаро») и Алина Яровая (герой оперы «Дитя и волшебство»). Мужчин-номинантов тоже достаточно: меломанам стоит обратить внимание на Андрея Бондаренко (Билли Бад), упомянутого выше Миронова и великолепнейшего иностранца Колина Ли в «Сомнамбуле».

Странно, что не отмечены пермские достижения в партии Фигаро (два отменных солиста из-за рубежа) и исполнитель партии Даланда в Михайловском театре Станислав Швец.

Балетный список, с его одиннадцатью номинациями, вызывает больше вопросов. Понятно, почему в номинанты не попали «Аполлон», «Мойдодыр» и «Иван Грозный» Большого театра: после отрицательных премьерных впечатлений на это можно было не рассчитывать.

Но балет «Онегин», в котором как минимум превосходный материал для главных партий и, соответственно, масса хорошо сделанных ролей? Да за одно выступление Дианы Вишневой в партии Татьяны можно давать приз.

В итоге Большой театр представлен лишь замечательной «Квартирой» Матса Эка, которая вполне могла бы быть в списках не балета, но современного танца. Музыкальный театр столицы предсказуемо взят за «Бессонницу» Килиана, Мариинский – за превосходный балет Ратманского на музыку Шостаковича, Михайловский — за добротно реконструированное советское «Пламя Парижа» и авторский спектакль Начо Дуато «Ромео и Джульетта»». Еще один «Ромео», из в Перми, в номинации не вошел: эксперты объясняют это тем, что стиль английского хореографа Макмиллана много «потерял при переносе». Почему тогда из «Маски» уволили московского «Онегина»? Тут со стилем все в порядке. Не понравилась русская «клюква»? А отчего не вызвала нареканий «клюква» из Великобритании — пышно-костюмная продукция того же Макмиллана (спектакль «Майерлинг») в столичном Музыкальном театре?

Оба спектакля славны прежде всего великолепными дуэтами, но один из них номинирован, а другой — нет.

В таких решениях не просматривается единая логика экспертных оценок. Впрочем, балет Пермского театра в Москву все равно приедет — с опусом Форсайта «Вторая деталь». Больше всех радоваться должен Екатеринбургский театр оперы и балета: он присутствует в афише тремя балетными названиями.

В разделе современного танца аж три «Весны священных» — Татьяны Багановой в Большом театре, Саши Вальц в Мариинском и Патрика де Бана в Новосибирске.

С первой «Весной», утонувшей в расхожем второсортном концептуализме, явно сработала магия известного имени российского постановщика. Перформанс москвича Александра Пепеляева «Квадрат временного хранения» соседствует с постановкой Ольги Пона из Екатеринбурга, работами начинающего хореографа Владимира Варнавы и танцевальной версией «Тристана и Изольды» в Камерном балете «Москва».

Частные балетные номинации выглядят не совсем продуманными.

Насладиться танцем Натальи Осиповой и Леонида Сарафанова в «Ромео» Михайловского театра нам, разумеется, предстоит. Но где многочисленные женские партии в «Майерлинге»? Если уж брать этот дотошный до занудства спектакль в афишу, то и качественные актерские работы (их тут масса) нужно было отметить. Но взят лишь главный герой в действительно превосходном исполнении Сергея Полунина. Еще непонятней с «Квартирой», где за бортом осталась его лучшая исполнительница Марианна Рыжкина (которую автор балета Матс Эк посчитал стилистически превосходной).

Единственная область, к которой нет вопросов, — оперетта и мюзикл.

К первой потому, что оперетта вообще отсутствует в номинациях. Что, в принципе, можно понять: состояние дел в этой области у нас из года в год таково, что никому, в том числе и экспертам, не до жиру, быть бы живу. В разделе «мюзикл» в номинациях «Маски» три претендента, причем два из регионов. Хочется верить, что кто-нибудь из них не зря приедет в Москву.

Кроме основной программы задуман фестиваль «Контекст», куда привезут лучшие зарубежные спектакли, в этом году исключительно балетные. Зимой и весной 2014 года в Москву приедут спектакль Уэйна Мак-Грегора «Atomos», программа одноактных балетов Los Angeles Dance Projekt и израильская компания L.E.V.

Победители «Золотой маски» будут названы 17 апреля 2014 года.