Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Онегина уволили

Объявлены музыкальные номинации национального театрального фестиваля «Золотая маска»

Кирилл Матвеев 14.11.2013, 20:07
Чемпионом по количеству номинаций в области музыкального театра стал петербургский Михайловский... Вадим Жернов/ИТАР-ТАСС
Чемпионом по количеству номинаций в области музыкального театра стал петербургский Михайловский театр — он претендует на 22 награды

Объявлен список претендентов на победу в музыкальном, оперном и балетном конкурсах «Золотой маски» — главной театральной премии России. Показы номинантов растянутся от январских спектаклей Мариинского театра на сцене Большого до апрельских фестивальных программ.

В музыкальных и танцевальных номинациях национального театрального фестиваля «Золотая маска» больше всех номинаций собрал петербургский Михайловский театр – он может получить 22 награды. Отобранные спектакли вполне достойны победы — и пронзительно-философский «Билли Бад» Вилли Декера, и причудливо-фантасмагорический «Евгений Онегин» Андрея Жолдака, и кинематографический «Летучий голландец» Василия Бархатова.

Большой театр в рамках «Маски» покажет отменный детский спектакль «Дитя и волшебство» на музыку Равеля и уютную, в русских березках, «Сомнамбулу» итальянского режиссера. Нашумевший «Князь Игорь» в постановке Юрия Любимова, где от партитуры остались лишь рожки да ножки, справедливо не прошел сито конкурсного отбора. Гламурная, псевдокрасивая «Травиата» из ГАБТа, хоть она и любимица публики, тоже на фестиваль не попала.

Мариинский театр не назовет эту «Маску» удачной: он обозначен в списке одним лишь «Левшой» Щедрина, прочие оперные премьеры экспертам не понравились.

«Итальянка в Алжире», феерический спектакль Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, хорош тем, что даст возможность еще раз услышать в главной партии Максима Миронова, одного из лучших теноров Европы, а пермская «Свадьба Фигаро» — насладиться аутентичным моцартовским оркестром Теодора Курентзиса. Редкий гость фестиваля театр «Новая опера» представлен в юбилейный год Вагнера его «Тристаном и Изольдой». Стоит поздравить совсем не избалованный выдвижениями московский Музыкальный театр имени Покровского: он номинирован за оперу Владимира Кобекина «Холстомер». Есть спектакль из Екатеринбурга — «Борис Годунов» Александра Тителя.

Самое, пожалуй, любопытное выдвижение — продвинутая опера «Франциск», прошедшая всего один раз и выгодно выделявшаяся на фоне прочих «актуальных» премьер прошлого сезона.

Забавно, как стуки и трески автора «Франциска» Сергея Невского будут соревноваться в номинации «композитор», например, с музыкой Родиона Щедрина к «Левше».

Как и почему выдвигали на «Маску» оперных режиссеров, останется тайной экспертного совета.

Одни авторы номинированных спектаклей в списке есть, других — нет. Это постоянный вопрос фестиваля: может ли быть лучший спектакль без лучшего постановщика?

Женские оперные номинации розданы то чересчур щедро, то слишком скупо: по крайней мере двух певиц в список можно было бы не включать, а кое-кого несправедливо забытого, наоборот, добавить. Зато наличие Венеры Гимадиевой за «Сомнамбулу» и Асмик Григорян за Сенту в бархатовском «Летучем Голландце» само собой разумеется. Конкуренцию им создадут Татьяна Рягузова (Татьяна в «Онегине» Михайловского театра), Анна Касьян (пермская «Свадьба Фигаро») и Алина Яровая (герой оперы «Дитя и волшебство»). Мужчин-номинантов тоже достаточно: меломанам стоит обратить внимание на Андрея Бондаренко (Билли Бад), упомянутого выше Миронова и великолепнейшего иностранца Колина Ли в «Сомнамбуле».

Странно, что не отмечены пермские достижения в партии Фигаро (два отменных солиста из-за рубежа) и исполнитель партии Даланда в Михайловском театре Станислав Швец.

Балетный список, с его одиннадцатью номинациями, вызывает больше вопросов. Понятно, почему в номинанты не попали «Аполлон», «Мойдодыр» и «Иван Грозный» Большого театра: после отрицательных премьерных впечатлений на это можно было не рассчитывать.

Но балет «Онегин», в котором как минимум превосходный материал для главных партий и, соответственно, масса хорошо сделанных ролей? Да за одно выступление Дианы Вишневой в партии Татьяны можно давать приз.

В итоге Большой театр представлен лишь замечательной «Квартирой» Матса Эка, которая вполне могла бы быть в списках не балета, но современного танца. Музыкальный театр столицы предсказуемо взят за «Бессонницу» Килиана, Мариинский – за превосходный балет Ратманского на музыку Шостаковича, Михайловский — за добротно реконструированное советское «Пламя Парижа» и авторский спектакль Начо Дуато «Ромео и Джульетта»». Еще один «Ромео», из в Перми, в номинации не вошел: эксперты объясняют это тем, что стиль английского хореографа Макмиллана много «потерял при переносе». Почему тогда из «Маски» уволили московского «Онегина»? Тут со стилем все в порядке. Не понравилась русская «клюква»? А отчего не вызвала нареканий «клюква» из Великобритании — пышно-костюмная продукция того же Макмиллана (спектакль «Майерлинг») в столичном Музыкальном театре?

Оба спектакля славны прежде всего великолепными дуэтами, но один из них номинирован, а другой — нет.

В таких решениях не просматривается единая логика экспертных оценок. Впрочем, балет Пермского театра в Москву все равно приедет — с опусом Форсайта «Вторая деталь». Больше всех радоваться должен Екатеринбургский театр оперы и балета: он присутствует в афише тремя балетными названиями.

В разделе современного танца аж три «Весны священных» — Татьяны Багановой в Большом театре, Саши Вальц в Мариинском и Патрика де Бана в Новосибирске.

С первой «Весной», утонувшей в расхожем второсортном концептуализме, явно сработала магия известного имени российского постановщика. Перформанс москвича Александра Пепеляева «Квадрат временного хранения» соседствует с постановкой Ольги Пона из Екатеринбурга, работами начинающего хореографа Владимира Варнавы и танцевальной версией «Тристана и Изольды» в Камерном балете «Москва».

Частные балетные номинации выглядят не совсем продуманными.

Насладиться танцем Натальи Осиповой и Леонида Сарафанова в «Ромео» Михайловского театра нам, разумеется, предстоит. Но где многочисленные женские партии в «Майерлинге»? Если уж брать этот дотошный до занудства спектакль в афишу, то и качественные актерские работы (их тут масса) нужно было отметить. Но взят лишь главный герой в действительно превосходном исполнении Сергея Полунина. Еще непонятней с «Квартирой», где за бортом осталась его лучшая исполнительница Марианна Рыжкина (которую автор балета Матс Эк посчитал стилистически превосходной).

Единственная область, к которой нет вопросов, — оперетта и мюзикл.

К первой потому, что оперетта вообще отсутствует в номинациях. Что, в принципе, можно понять: состояние дел в этой области у нас из года в год таково, что никому, в том числе и экспертам, не до жиру, быть бы живу. В разделе «мюзикл» в номинациях «Маски» три претендента, причем два из регионов. Хочется верить, что кто-нибудь из них не зря приедет в Москву.

Кроме основной программы задуман фестиваль «Контекст», куда привезут лучшие зарубежные спектакли, в этом году исключительно балетные. Зимой и весной 2014 года в Москву приедут спектакль Уэйна Мак-Грегора «Atomos», программа одноактных балетов Los Angeles Dance Projekt и израильская компания L.E.V.

Победители «Золотой маски» будут названы 17 апреля 2014 года.