Пенсионный советник

Периферийное устройство

В КЦ «Москвич» стартует фестиваль «Октябрьский переворот»

Анастасия Тарханова 24.10.2013, 14:46
Одним из хитов «Октябрьского переворота» станет спектакль «Зажги мой огонь»... группа «Зажги мой огонь» ВКонтакте
Одним из хитов «Октябрьского переворота» станет спектакль «Зажги мой огонь» Театра.doc

Фестиваль театрального искусства «Октябрьский переворот» пройдет в КЦ «Москвич», расположенном в Текстильщиках, с 24 по 27 октября. Этот фестиваль должен положить начало программе московских властей по культурному освоению городских окраин.

Премьера нового спектакля мастерской Дмитрия Крымова, эскиз спектакля Кирилла Вытоптова по Беккету, история школьников, вообразивших себя рок-звездами времен Вудстока от «Театра.doc», хореографические спектакли Олега Глушкова и Дениса Бородицкого, а также выступления участников Московской Хип-Хоп Академии — чтобы увидеть эти и многие другие представления, объединенные фестивалем «Октябрьский переворот», придется ехать в отдаленные Текстильщики. Для всех, кроме жителей района, в котором пройдет эта акция, она должна стать пилотной в программе освоения культурой «спальных» районов Москвы, задуманной Департаментом культуры столичного правительства.

Программа «переворота» будет разделена по дням. Откроется фестиваль Днем театрального эксперимента, в рамках которого покажут «Вечера на хуторе близ Диканьки. Отменяются» от режиссеров гитисовской мастерской сценографа и постановщика Дмитрия Крымова — главного представителя жанра «театра художника». Студенты-художники создадут на глазах зрителей серию разнородных зрительных образов на тему знаменитого произведения Гоголя.

Сценографов сменит еще одна премьера — постановка режиссера Вячеслава Игнатова и хореографа Дениса Бородицкого «Части тела».

Театру драматическому отдадут пятницу — второй день фестиваля начнется выступлением от уличного театра «Огненные люди», которое сменится показом work-in-progress спектакля Кирилла Вытоптова «В ожидании Годо» по пьесе Сэмюэля Беккета. Параллельно можно будет увидеть «Зажги мой огонь» Саши Денисовой в постановке Юрия Муравицкого от Театра.doc — полудокументальный проект, набор вымышленных сцен из жизни Джима Моррисона, Дженис Джоплин и Джими Хендрикса, который получил в 2012 году премию «Золотая маска» в номинации «Эксперимент».

Темой субботы станет театр музыкальный и пластический. В этот день состоится перформанс «Бумажный театр» и пластический спектакль хореографа Олега Глушкова Aurora по мотивам пьесы Тикамацу Мондзаэмона «Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей».

Вечером этого же дня в рамках фестиваля состоится хип-хоп-вечеринка «Переворот? — Рэп у ворот!» — мероприятие Московской Хип-Хоп Академии.

А в последний день фестиваля, посвященный детскому и молодежному театру, покажут «Колобок» режиссера Руслана Вольфсона, «Слон-концерт» Юрия Алесина и «Человек, который придумал снег» Арсения Эпельбаума.

Полноценной частью программы фестиваля станет ретроспектива культовых столичных спектаклей начала 2000-х, которые заложили основы нового независимого театра.

Сейчас это уже почти хрестоматийные постановки, бывшие тогда своего рода культурной инновацией, свидетельством поиска нового театрального языка для описания меняющейся социальной и культурной действительности.

Такими были «Пластилин», первая московская постановка Кирилла Серебренникова, превратившего мрачнейшую пьесу Василия Сигарева в аккуратно-символичную социальную драму, получивший «Золотую маску» «ОбломOFF» Михаила Угарова, режиссерский триумф известного драматурга. Таким же триумфом был и спектакль «Сны Катерины» для ныне признанного режиссера-художника Дмитрия Крымова. Эти постановки будут показаны в рамках фестиваля в видеоверсии.

Уже в само название фестиваля — «Октябрьский переворот» заложены революционные аллюзии по привлечению в Текстильщики околотеатральной (и просто любопытствующей) публики. Приютивший его КЦ «Москвич» до последнего времени простаивал,

а в этом сезоне радикально изменил концепцию: у него сейчас новое руководство, которое решило превратить его из обветшалого памятника советскому культурменеджменту в современное учреждение.

В качестве модели такого преобразования, видимо, был избран Дворец культуры ЗИЛ — после масштабной реконструкции и «перепрограммирования» бывший советский ДК у метро «Автозаводская» превратился в настоящую фабрику культурных событий, куда начали приезжать зрители из центра и «спальных» окраин.

Распространить этот пример на другие московские районы — намерение, которое сложно критиковать.

Вопрос лишь в том, как в итоге будет исполнена эта серьезная заявка на изменение городской культурной инфраструктуры.

«Переворот» — красиво запечатанный пригласительный билет для интересующейся публики.

Станет ли фестиваль единичным ярким событием среди не самых красочных будней «спальной» окраины или даст старт регулярной работе по изменению качества культурной жизни «на районе»? Опыт нынешнего фестиваля будет показательным и для театров. Режиссеры и продюсеры поймут, принесут ли им подобные инициативы нового зрителя «по месту жительства» или превратятся в «выездные презентации» репертуара, а «свой зритель» будет, как и раньше, ездить за современной культурой на знакомые площадки в центр Москвы. На круглом столе, посвященном проблеме децентрализации культурной жизни Москвы, замруководителя Департамента культуры по театрам Евгения Шерменева рассказывала о подобной инициативе, осуществленной городскими властями в отдаленном районе Манчестера: по ее словам, в этом британском муниципалитете даже два местных жителя в зрительном зале на спектакле считаются большой удачей. Судя по приведенному примеру, московские культурные власти полны благородных намерений, но по поводу их возможной отдачи особенно не обольщаются.