Пенсионный советник

Завтра уже наступило

Открылся кинофестиваль «2morrow/Завтра»

Владимир Лященко 02.10.2013, 13:19
Кадр из фильма «Остановите сердцебиение» Международный фестиваль независимого кино
Кадр из фильма «Остановите сердцебиение»

Показом фильма чилийца Себастьяна Лелио «Глория» (приз за лучшую женскую роль и триумф у критиков на Берлинале-2013) в Центральном доме художника открылся очередной фестиваль «2morrow/Завтра». В этом году организаторы отказались от фигуры программного директора, а вместо него пригласили нескольких кураторов, которые собрали программы, представляющие различные точки зрения на кино. «Газета.Ru» рассказывает о фестивале и его авторах и выбирает фильмы, которые непременно нужно посмотреть.

Основной конкурс

За центральную программу отвечают француженка Матильда Энро и итальянский парижанин Алессандро Райя, создатели сайта FestivalScope, на котором профессиональная публика из мира кино получает возможность смотреть фильмы, участвующие в кинофестивалях, не выходя из дома. В конкурс их усилиями попало большое количество лент, рассказывающих о социальной несправедливости и борьбе с обстоятельствами: перуанский «Немой» про судью, который боролся с коррупцией и получил по голове; израильская «Молодость» про оружие в руках отчаявшихся; австралийские «Руины» про проститутку и рабочего, которые сбегают от эксплуатации в мир любви и жестокости; китайская «Ловушка» про то, как поиски девушки оборачиваются столкновением с системой тотального контроля. Мы же выделим три картины.

«Жена полицейского» (Die Frau des Polizisten)
реж. Филип Гренинг, Германия, 2013

Международный фестиваль независимого кино
Жизнь семьи полицейского разбита на 59 маленьких глав, в которых чередуются сцены семейного счастья и конфликтов, умиротворения и насилия, света и безысходности. Фильм стал одним из самых обсуждаемых и получил специальный приз жюри на Венецианском кинофестивале.
5 октября, суббота, 20:00

«Остановите сердцебиение» (Stop the Pounding Heart)
реж. Роберто Минервини, Италия — США, 2013

Международный фестиваль независимого кино
Итальянец Роберто Минервини завершает свою техасскую трилогию историей взаимного притяжения героев из двух предыдущих лент. Дочь фермера из «Перехода» (The Passage) Сара растет в религиозной строгости, но не может уклониться от вопросов о собственном будущем, в котором ей уготовано быть лишь послушной женой. Юный ковбой из «Слабого прилива» (Low Tide) Колби седлает быков, преодолевая физическую хрупкость. Оба не персонажи, но реальные люди, в жизнь которых всматривается через объектив камеры режиссер, отказывающийся от вторых дублей.
6 октября, воскресенье, 13:00

«Уроки гармонии»
реж. Эмир Байгазин, Казахстан — Германия — Франция, 2013

Международный фестиваль независимого кино
Старшеклассник из провинциальной казахской школы одержим чистотой и симметрией: постоянно моется, ведет изощренную борьбу с тараканами, чертит грифелем в тетрадке и карандашом-инсектицидом на полу геометрические фигуры. Пространство фильма оказывается проекцией содержимого головы подростка: оно стерильно и геометрически выверено — не случайно в Берлине фильм получил приз именно за операторскую работу. Эта математическая строгость отражается и на том, каким путем персонаж идет от по-детски жестокой завязки к по-взрослому просчитанному финалу.
3 октября, четверг, 18:30, 6 октября, воскресенье, 17:00

Параллельная секция Tomorrow

Программный директор фестиваля независимого кино «Сандэнс» Тревор Грот собрал программу прямого действия: все фильмы в ней, по его мнению, находят эмоциональный отклик у зрителей по всему миру. Увы (для 2morrow), почти все лучшее из американской части программ «Сандэнса» досталось только что завершившемуся «Амфесту». Эмоциональное воздействие зачастую оказывается дешевой манипуляцией, как в слезоточивой «Станции «Фрутвейл» (Гран-при и приз зрителей на «Сандэнсе»), но в этой программе все равно есть чем поживиться. Например, «Коротким сроком 12», который спасает подростковая подлинность, или пугающей мексиканской «Галлеей» про разложение живого человеческого тела. Главный же фильм не нов, но его непременно стоит увидеть на большом экране.

«Мад» (Mud)
реж. Джефф Николс, США, 2012

Международный фестиваль независимого кино
Марк-твеновская история двух мальчишек, которые нашли лодку на деревьях и завели тревожную дружбу с ее подозрительным обитателем, оборачивается пронзительным высказыванием о жизни у воды и мужском мире. В этом фильме Джеффа Николса прекрасно все: и картинка американского юга, и история предательств, и Мэттью Макконахи со спутанными волосами, и юные Тай Шеридан и Сэм Шепард, и с трудом узнаваемая Риз Уизерспун.
3 октября, четверг, 19.00

Программа документального кино Beat Film Festival

Фестиваль Beat Film Festival, которым не первый год занимаются Алена Бочарова и Кирилл Сорокин, начинался с документальных фильмов про музыку, но за несколько лет вырос далеко за пределы этого формата. Как говорит теперь один из его кураторов Алена Бочарова: «Документальное кино, которое мы показываем, это фильмы не столько про музыку, сколько про новый язык кино».

«Фильм «Левиафан», сделанный этнографами, яркий пример того, как документальное кино может выходить за видовые рамки, — говорит Кирилл Сорокин. — Португальский фильм из конкурса в Локарно «Что теперь? Напомни мне» Хоакина Пинто — еще один выдающийся пример расширения рамок языка, исповедальное кино про человека, который проходит экспериментальный годовой курс лечения от СПИДа».

«Левиафан» (Leviathan)
реж. Люсьен Кастен-Тэйлор, Вирина Паравел, Франция, 2012

Международный фестиваль независимого кино
Фильм о буднях рыболовецкого траулера оказывается и антропологическим эссе, и настоящим метафизическим хоррором о мощи природы и океанской стихии. Десятки камер на людях и объектах обеспечивают завораживающее погружение.
4 октября, пятница, 19.00

«Семья Источника» (The Source Family)
реж. Мария Демопулус, Джоди Уилль, США, 2012

Международный фестиваль независимого кино
История коммуны Джима Бейкера (он же отец Йод), члены которой практиковали свободную любовь, играли психоделический рок и зарабатывали на жизнь, открыв ресторан здоровой еды «Источник», а потом бежали из Лос-Анджелеса на Гавайи из-за проблем с местными властями. Один из самых любопытных портретов эпохи нью-эйдж.
6 октября, воскресенье, 17.00

Программа «Офсайд»

Кинокритики Мария Кувшинова и Иван Чувиляев, открывающие для столичного зрителя существование региональных кинематографий, в этом году продолжают исследование страны.

Мария Кувшинова: «Мы натолкнулись на континент кино, которое снимается вдали, не поддерживается государством и не участвует в склоках, связанных с госфинансированием. Это региональные кинематографии».

Иван Чувиляев: «Это кино нечестно называть любительским. Фильм «Споры» омского режиссера Максима Дьячука был снят два года назад (а снимался семь лет) и уже был заявлен в нашем прошлогоднем каталоге, но у него внезапно появились американские правообладатели. Уже это говорит о качестве. Бурятский боевик «Булаг» (в переводе на русский — «Святой источник») снял бывший постановщик трюков студии «Базелевс».

Также в программе еще одна картина из Омска — «Инсайт» — про творческий кризис, а бонусом — показ сибирских короткометражек.

«Десятка»
реж. Владимир Козлов

Международный фестиваль независимого кино
Снятая в Челябинске драма о том, как спортивная травма становится крахом надежд для молодого человека Валеры, который еще вчера подавал надежды, а теперь возвращается в родной город, поступает в ПТУ и может оказаться в армии. Поставил фильм по собственной повести писатель Владимир Козлов, автор романов «Школа» и «Варшава». «Десятка» получила бронзовый приз фестиваля «Дух огня» в Ханты-Мансийске.
3 октября, четверг, 20.00

«Дорога» (Suol)
реж. Михаил Лукачевский

Международный фестиваль независимого кино
Постапокалиптический арт-хаус из Якутии. С одной стороны, двое на пустой дороге, туманы, вода и разрушенный дом в качестве убежища — это, конечно, претенциозно. С другой — это все еще может быть красиво.
6 октября, воскресенье, 14.30

Программа «Гала-премьеры» и ретроспектива Себастьяна Лелио

Открывающая фестиваль «Глория» переехавшего в Берлин чилийца Себастьяна Лелио вошла сразу в две программы. Одна из них это ретроспектива режиссера, в которой покажут камерные «Святое семейство» и «Рождество», а также «Год тигра» про неожиданное обретение свободы заключенными тюрьмы на фоне гнева природы и порожденного им хаоса (приз «Серебряный леопард» на фестивале в Локарно). Другая — гала-премьеры, которыми назначены «Том на ферме» невыносимого канадского вундеркинда Ксавье Долана, автобиографическое «Злоупотребление слабостью» Катрин Брейя с Изабель Юппер в главной роли, «История моей смерти» Альберта Серра про встречу Казановы с Дракулой.

Программа «Фигуры отказа»

Куратор Кирилл Адибеков объединил под красивым названием полную ретроспективу Артура Аристакисяна, состоящую из двух фильмов — «Ладони» и «Место на Земле», — с мини-ретроспективой Педро Кошты, в которую вошли три картины, снятые одним из главных португальских режиссеров в лиссабонском районе Фонтаньяш, — «Кости», «В комнате Ванды» и «Молодость на марше».

Также в рамках фестиваля будет работать кампус продюсерской компании 2morrow films, в рамках которого пройдет курс из 12 мастер-классов. Дебютантов будут учить работать в жестких рамках ограниченных бюджетов. Доказывает перспективность затеи то, что в этом году выйдет первая картина, которую поддержала 2morrow films: «Турбо» Анны Ефремовой участвовал в прошлогодней программе фильмов, запущенных в производство, но нуждающихся в финансовой помощи.

Один билет на фестивальный показ стоит 180 руб., для студентов и пенсионеров — 120 руб., билет-«вездеход», дающий право посещения показов в течение одного дня, — 450 руб.