Дэймон-мнемоник

В прокат выходит фантастический боевик «Элизиум: Рай не на Земле» Нила Бломкампа

Владимир Лященко 07.08.2013, 10:10
__is_photorep_included5544597: 1

В прокат выходит фантастический боевик «Элизиум: Рай не на Земле» с Мэттом Дэймоном в главной роли — антиутопия о нерадостном будущем от режиссера «Района № 9» Нила Бломкампа.

Бывший налетчик, а теперь законопослушный трудяга Макс де Коста (Мэтт Дэймон) получает на производстве смертельную дозу радиации и пузырек с пилюлями в качестве выходного пособия. На Земле Макса ничто не спасет — до гарантированной смерти осталось пять дней, но высоко в небе светится талисманом надежды колесо орбитальной станции. Это выстроенный для представителей бизнес-элит райский мир «Элизиум», где нет бедняков, преступлений и дождливых дней, а есть вечно зеленые газоны и медицина, творящая чудеса. Идиллию нарушают только угроза нелегальной иммиграции и министр безопасности Делакур (Джоди Фостер): в борьбе с напастью железная леди не готова считаться с такими условностями, как права человека. На «Элизиуме» готовится дворцовый переворот, на Земле Макс соглашается похитить содержимое мозга оружейного промышленника (Уильям Фихтнер) в обмен на билет в один конец.

Интересы верхов и чаяния низов входят в критическое противоречие.

После успеха «Района № 9» режиссер из ЮАР Нил Бломкамп получил возможность снять фильм с бюджетом, в четыре раза превышающим прошлый. А это космическая станция, построенная по образцу классического Стэнфордского проекта 1970-х, телохранители-дроиды, новые экзоскелеты, эффектные взрывные волны, энергощиты, Дэймон с Фостер в главных ролях плюс Алисе Брага, Диего Луна, Уильям Фихтнер на втором плане.

Не хватает свежей идеи для истории, но хорошо оформленные старые тоже годятся.

В «Районе № 9» разумные, но ракообразные инопланетяне рылись на Земле в помойках и подлежали массовому переселению в палаточные города за колючей проволокой подобно нелегальным мигрантам и беженцам из программы новостей. Бломкамп использовал жанр фантастического фильма для социальной критики: ему даже не пришлось выдумывать декорации гетто для инопланетян — под рукой были трущобы Йоханнесбурга.

В новой картине Бломкампа неспокойные кварталы Лос-Анджелеса будущего сняты в Мехико и населены португалоязычными актерами из Бразилии, а расклад сил стандартный для антиутопии.

Горстка счастливцев, что-то вроде «золотого миллиарда», только малочисленнее, обладает заветным гражданством «Элизиума», дающим жизнь без болезней и лишений.

Остальное население влачит жалкое существование на перенаселенной и загрязненной поверхности планеты, вкалывая на вредных производствах без социальных гарантий или же промышляя преступной деятельностью. Восстающий против системы герой эгоистичен, но обстоятельства и окружение подталкивают его к действиям в интересах других людей — сначала близких, а затем и широких масс.

Бинго, это ремейк «Джонни-Мнемоника», сценарий к которому написал по мотивам собственного рассказа Уильям Гибсон.

Почти двадцать лет назад герой Киану Ривза перекачивал в свой мозг смертельно опасную информацию, которая могла спасти мир, за его головой охотился сыгранный Дольфом Лундгреном головорез-проповедник, а на помощь приходило революционное подполье хакеров от хип-хопа в лицах Айса Ти и Генри Роллинза.

У Бломкампа рэпер мог сыграть главного героя — эта роль предназначалась Эминему, но не срослось. Зато за головой Макса охотится будто списанный с персонажа Лундгрена психопат с говорящим именем Крюгер (Шарлто Копли из «Района № 9»), не хватает только подключенного к ЦУП «Элизиума» дельфина.

Бодрому и во всех отношениях хорошо сделанному «Элизиуму» не достает как гибсоновской лихости киберпанка 1990-х, так и горькой сатиричности «Района № 9», который начинался и заканчивался с псевдодокументальных свидетельств краха гуманизма и торжества ксенофобии.

Слишком много денег вложено в эту ленту, чтобы столь последовательно поносить в ней реальный мир.

Здесь полно приятных деталей: от заряженного на полную катушку Вагнера Моуры в роли контрабандиста с идеалами до кириллицы в интерфейсах ворованного оружия, но место сатиры на общество занимает успокоительная антидискриминационная сказка, в финале которой непременно должны прилететь летающие тарелки Красного Креста и всем помочь.