Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Коллаж на каналах

Открыт основной проект Венецианской биеннале современного искусства

Основной проект нынешней Венецианской биеннале вобрал в себя произведения более полутора сотен художников из 37 стран, многие из этих авторов — дилетанты и аутсайдеры ХХ века, что вполне укладывается в концепцию куратора Массимилиано Джони.

Нередко можно услышать мнение, что биеннале в Венеции раз в два года расставляет акценты и задает новые ориентиры в мировом современном искусстве. Это утверждение верно лишь наполовину — в том смысле, что здешний смотр художественных сил действительно способствует выявлению и усвоению актуальных тенденций, но тенденций, заметим, уже существующих. Трудно припомнить, чтобы биеннале послужило полигоном для чего-то радикально нового, действительно андерграундного, совсем никому не известного. Для подобных целей есть площадки рангом пониже, где всяческие арт-инновации обычно и обкатываются, прежде чем дойти или не дойти до внимания международной общественности. Этим обстоятельством многие художники (особенно не достигшие известности) порой бывают раздражены.

Еще не было случая в последние десятилетия, чтобы биеннале обходилась без индивидуальных или коллективных демаршей, направленных против сложившихся нравов и иерархии в искусстве.

Нынешняя «Мостра» (разговорное название венецианского ежедвухлетника) не исключение. То некий неопознанный автор позирует перед публикой в садах Джардини в нарочито нелепом наряде, веселя всех надписью «Now every s**t is art»,

то «художник-изобретатель» из России Сергей Катран несанкционированно запустит в воды лагуны свои «арт-мины», символизирующие охрану настоящего искусства от пошлости и коммерции.

Устроителей биеннале такие акции не беспокоят, зрители тоже давно привыкли — словом, артистичное бунтарство примыкает к официальной программе почти на законных правах.

Но с предсказуемостью основного проекта ведут борьбу не только анархисты-одиночки: ее ведут сами организаторы. Вероятно, в контракте у приглашенных кураторов (в этом году призван Массимилиано Джони, содиректор нью-йоркского Нового музея) нет пункта насчет обязательной неожиданности концепции и нетривиальности выбираемого материала. Однако на практике все пробуют придумать что-нибудь эдакое.

Джони с идеей «Энциклопедического музея», позаимствованной у итало-американского автодидакта 1950-х годов Марино Аурити, эту традицию не нарушил. Вот как сам куратор декларирует свою эстетическую установку: «Мечта об универсальном, всеобъемлющем знании проходит через всю историю — та самая мечта, которую эксцентрики вроде Аурити разделяли со многими художниками, писателями, учеными и пророками, пытавшимися, часто безуспешно, создать образ мира, который выражал бы его бесконечное разнообразие и богатство». Иначе говоря, худрук биеннале вознамерился реабилитировать разного рода утопические или визионерские маргиналии, которых хватало во всякие времена.

Затея довольно любопытная, хотя при таком подходе установление актуальных акцентов и ориентиров неминуемо идет через архивы. Пожалуй, впервые за много лет

едва ли не половину основного проекта составляют произведения, созданные давным-давно, причем их авторы очень часто заведомые непрофессионалы.

Чего стоит самодеятельный бразильский художник Артур Биспо до Розано, проведший полвека в психиатрической клинике, ожидая Второго пришествия: изготовленные им хоругви с рисунками и молитвами как раз были призваны подготовить почву для встречи Спасителя… С такого рода контингентом, разбавленным сегодняшними авторами, включая признанных мэтров (например, Брюса Наумана, Пола Маккарти, Синди Шерман), Джони и взялся за строительство своего «Энциклопедического дворца».

Зрелище получилось занимательное, местами трогательное, местами поучительное. Графоманская наивность, порой граничащая с медицинскими диагнозами, отнюдь не «белое пятно» на карте искусства — но до Джони никто, кажется, не сопрягал в гигантских объемах подобные феномены с contemporary art. Зрителю намеренно сбивают прицел:

временами просто невозможно сразу определить, работал над опусом крепкий профи или примитивист с неумными фантазиями.

Доминирует здесь всевозможное рукоделие, связанное если не с энциклопедизмом, то с архивом, коллекцией, каталогом. Даже видеоарт встречается преимущественно в формате коллажа, когда мелькание множества фрагментов предполагает в абсолюте некую цельность — увы, недостижимую в реальности. Скажем, видеоинсталляция «Movie Mural» («Кинематографическая фреска») покойного американца Стана ван дер Бика замахивается на отображение буквально всей человеческой цивилизации. Нельзя сказать, что у автора вышло нечто связное, но головокружение зрителям обеспечено. Кстати, эта работа датирована началом 1960-х: еще один пример сосредоточенности куратора на давнишних поисках «смысла жизни» и «законов универсума».

В чертогах «Энциклопедического дворца» можно обнаружить и трех художников из России: фотографа Николая Бахарева, видеоартиста Виктора Алимпиева и Евгения Козлова.

Амплуа последнего назвать затруднительно — автор концептуальной подростковой порнографии, нарисованной в конце 1960-х, живет в Берлине; на родине о нем почти ничего не известно.

При этом, надо сказать, присутствие России на биеннале в целом ощутимо. Кроме национального павильона России с проектом «Даная» еще несколько выставок с участием отечественных художников представлены в параллельной программе. В частности, экспозиция «Трудности перевода», подготовленная Московским музеем современного искусства: здесь фигурирует множество узнаваемых и на родине, и за ее пределами авторов вроде Виктора Пивоварова, Олега Кулика, Леонида Сокова, Андрея Монастырского, Сергея Шутова, Влада Мамышева-Монро. Кроме того, в Венецию приехала еще и фотовыставка «Барт Дорса. Катя», курируемая сотрудником Эрмитажа Дмитрием Озерковым.

Анонсирован и проект под названием «Россия — попробуй завали»: большую динамическую скульптуру, устроенную по принципу Ваньки-встаньки, инициативная группа планирует на днях демонстративно транспортировать по венецианским каналам.

В официальной программе биеннале такое мероприятие не значится, но у русских собственная гордость.

Кстати, с национальной гордостью на биеннале от раза к разу носятся все меньше. Это особенно заметно, если приглядываться к содержанию павильонов разных стран — того формата, с которого и начиналась история международных художественных выставок в Венеции.

Многие страны-участницы не зацикливаются теперь на «родных осинах» и охотно зовут к себе иностранцев;

так, напомним, Россия в этом году тоже впервые доверила устройство своего павильона немецкому куратору Удо Киттельману. Эксперименты с национальной идентичностью здесь в порядке вещей: к примеру, Германия с Францией взяли да и махнулись павильонами, и теперь под вывеской «Francia» показывают немецкую выставку (с участием китайца Ай Вэйвея, между прочим). И наоборот — в здании с надписью «Allemania» обосновался французский медиахудожник Анри Сала. А скандинавы, кажется, давно запутались, кто у них от чьего имени что представляет.

Дело потихоньку идет к тому, что национальные павильоны рано или поздно отомрут за ненадобностью;

об этом люди из международной художественной среды говорят часто и без стеснения.

Однако такие времена пока не настали, поэтому среди наград биеннале все еще фигурирует «Золотой лев» за лучший национальный павильон. Еще один «Золотой лев» достанется лучшему художнику биеннале, а «Серебряного льва» жюри во главе с британским арт-куратором Джессикой Морган присудит наиболее перспективному молодому автору. На этом список призов заканчивается, и в силу их малочисленности здесь редко кто придает большое значение именно наградам.

Конкурсный элемент на Венецианской биеннале выражен слабо; за победу здесь жилы не рвут и душу дьяволу не продают. Призы почетны, но не обязательны. Гораздо важнее, что скажет пресса, как отнесутся профессионалы, как отреагирует обычная публика. И, тем не менее, сообщим: раздача «Львов» произойдет 1 июня в центральном павильоне, что в садах Джардини. Интрига пока сохраняется, хотя имена двух лауреатов «Золотого льва» за вклад в искусство стали известны почти за месяц до открытия биеннале: награды получат австрийка Мария Лассниг и итальянка Мариса Мерц, художницы весьма преклонного возраста (первая 1919 года рождения, вторая — 1926-го). Возникает ощущение, что не зря Джони нырял за вдохновением в прошлый век. Что-то, вероятно, там было такое, чего не хватает сегодня.

Новости и материалы
Увеличилось число населенных пунктов в Тюменской области, отрезанных паводком
Президент ЦАР предложил России место для военной базы
Отсидевшему 13 лет за чужое преступление пенсионеру предложили компенсацию в 6 млн руб.
Фигуристка Туктамышева пошутила по поводу потери штанов во время выступления
Экс-тренер сборной России объяснил, почему «Краснодар» уволил Ивича
В полуфинале шоу «Маска» появятся два специальных конкурсанта
Зеленский заехал в Часов Яр
Баку и Ереван условились по согласованию проекта комиссий по делимитации границы
Савичеву раскритиковали за «распутные» танцы в ультракоротких шортах
В Тюмени молодой человек выпал с высоты девятого этажа
В Одесской области повреждена припортовая инфраструктура
Три арабские страны высказали обеспокоенность ударами Израиля по Ирану
Анастасия Костенко пожаловалась на безвыходное положение после рождения нового ребенка
Врач рассказала, какого стресса не нужно избегать
Невролог Демьяновская: здоровью вредит только длительный отрицательный стресс
Экс-министру энергетики Подмосковья Самарину избрана мера пресечения
«Меня уже тошнит, сколько можно?»: чемпион ОИ о новостях про Овечкина
Нетаньяху и Бербок поссорились из-за Газы
Анна Седокова рассказала о самом правильном решении в своей жизни
Все новости