Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Враг за воду

В Театре Маяковского поставили «Врага народа» Ибсена, перенеся действие в реалии нашей страны

Режиссёр Никита Кобелев поставил в Театре им. Маяковского «Врага народа» Генрика Ибсена. Ставший последней премьерой сезона, этот спектакль может оказаться самой резонансной постановкой театра за многие годы: в героях пьесы норвежского классика можно узнать деятелей и мучеников российской оппозиции.

Подход нового худрука Миндаугаса Карбаускиса к реформированию Театра Маяковского поначалу казался слишком мягким. Он почти не изменил состав труппы, не снял ни одного из спектаклей прошлого руководителя театра Сергея Арцибашева. Первые премьеры при Карбаускисе выглядели робкими – так, на прошлогодних «Талантах и поклонниках» ему удалось найти общий язык с труппой и раскрепостить её актёров, но на фоне самых удачных его опытов казались большой уступкой и долго пребывавшему в спячке театру, и его весьма консервативному зрителю.

Однако так Карбаускис завоевал полное доверие и расположение коллектива театра, что дало ему карт-бланш на дальнейшие действия.

С этого сезона его заместителем стала драматург, лауреат «Золотой маски» Саша Денисова, много работающая в документальном театре. А новым штатным режиссёром «Маяковки» — Никита Кобелев, ученик Олега Кудряшова. В прошлом сезоне Кобелев выпустил спектакль «Любовь людей», в котором чуть ли не впервые в истории труппы со сцены зазвучала ненормативная лексика, и была рассказана история из жизни постсоветской провинции.

Первым совместным проектом Кобелева и Денисовой в театре стал документальный спектакль-капустник «Девятьподесять» к юбилею театра. Понятно, что постановка по мотивам одной из главных пьес Генрика Ибсена на большой сцене, с актёрами всех поколений труппы – задача несопоставимого масштаба, с которой Кобелев и Денисова столкнулись впервые.

Но в итоге получилась одна из самых убедительных, внятных, современных и актуальных работ большой формы молодого режиссёра в Москве за последнее время.

С пьесой Ибсена Денисова проделала очень cложную операцию. Речь не о простой её актуализации и не о капитальном переписывании в духе последних спектаклей Константина Богомолова, а скорее о попытке переосмыслить с точки зрения сегодняшнего дня, понять, как сегодня бы выглядели те же герои, и к какому исходу привела бы такая же ситуация (истории доктора-одиночки, борющегося за правду против городских властей, сейчас случаются сплошь и рядом). Каждому персонажу Денисова оставила его профессию, только чуть-чуть изменив формулировки.

Так, правитель города Петер Стокман превратился в «мэра курорта федерального значения», директор кожевенного завода Мортен Хиль стал заслуженным работником промышленности, а владелец типографии Аслаксен – главой ассоциации малого и среднего бизнеса.

Важно, что при вроде бы прямом переносе действия в Россию 2013 года имена героев не меняются – так в спектакле возникает доля условности, которая, с одной стороны, уберегает его от совсем уж лобовой прямоты, с другой — даёт абстрагироваться от реальности и не впасть в буквальное её копирование.

«Враг народа» Кобелева больше похож на антиутопию, в которой все проблемы российского общества гипертрофированы, а само оно расколото на две неравные части с гораздо большей явностью, чем на самом деле.

Удивительно, до какой степени оказываются нам близки ибсеновские реалии; порой можно подумать, что, если бы текст звучал в изначальном виде, все его обстоятельства были бы не менее узнаваемы. Например, само словосочетание «кожевенный завод» сегодня кажется, на первый взгляд, чем-то из далёкого прошлого – но

всего три недели назад в Каргаполье Курганской области разразился скандал из-за точно такого же завода, из-за слухов о выбросе сточных вод в речку Поцелуйка.

То есть события пьесы Ибсена, где из-за заводских отходов оказывается загрязнена лечебная вода, привлекающая туристов со всей страны, сегодня очень возможны – настолько, что какой-нибудь случайный зритель вполне мог бы счесть спектакль Кобелева и Денисовой документальным.

Впрочем, приметы документальности во «Враге народа» возникают сплошь и рядом. Дочь доктора Стокмана, Петра, ведёт видеоблог об экологии, пытается спасти от вырубки лес, сообщает всем о загрязнении воды, как только её отец о нём узнаёт, и призывает юзеров к лайкам и перепосту. Она сама признаёт, что компания в защиту леса (митинги и другие акции) ни к чему не привела – но зато «все услышат правду», а в город приедут камеры федеральных каналов. Позже, когда доктор впадает в немилость и лишается всего, её просят уволиться из школы, где она преподаёт экологию — «по собственному желанию», а по факту – «за нетрадиционную гражданскую позицию» (хотя наедине директриса признаётся, что поддерживает активистку). Здесь тоже можно вспомнить всплывавшие в последнее время истории с увольнением учителей за участие в митингах.

Доктор Стокман и его семья — из породы честных и потомственных интеллигентов-либералов, ходивших на все митинги на Болотной и постоянно обсуждающих на кухне судьбы родины.

У Ибсена этот борец за справедливость поначалу казался маленьким человеком, но порой вырастал до исполинских масштабов. У Кобелева Стокман (Алексей Фатеев) – человек совершенно обыденный, такой же, как все. Он не умеет повышать голос, всегда тихий, тонкий и ласковый, не обладает навыками борьбы и не умеет ни бороться, ни добиваться — человек из серии «мухи не обидит». Он не хочет бунтовать, просто оказывается в чрезвычайной ситуации — и не сомневается, что по его призыву её тут же разрешат.

Как и у Ибсена, во главе города брат Стокмана, а женат доктор на дочери владельца завода (правда, в первоисточнике она была приёмной): власть и оппозиция сращиваются до взаимозависимости друг от друга, как родственники оказываются по разные стороны баррикад. Вместе с тем, это обстоятельство пьесы Ибсена, часто остающееся почти незамеченным, тоже кажется словно пришедшим из российской действительности, где круговая порука становится главным законом, а бизнес и власть в каждом втором регионе сосредоточены в руках одной-единственной семьи.

В первом действии спектакль Кобелева выглядит, возможно, чересчур серьёзным и пафосным, кажется, что его создателям чуть не хватает иронии. Зато второй акт превращает действие в фарс.

Вместо сходки, на которой ибсеновский Стокман читает свой доклад, у Денисовой — дебаты на политическом ток-шоу. На стороне властей – пять человек, включая ведущего. На стороне доктора Стокмана – только доктор Стокман.

Зрители участвуют в интернет-голосовании с ловко поставленным вопросом «Стоит ли закрыть водолечебницу из-за непроверенных слухов?», и ответ «нет» побеждает всухую. Сам же доктор Стокман одет в противогаз и похож в нем на шута. Сняв свой головной убор, в ответ на долгие и витиеватые обороты своих противников, пытающихся объяснить, что леса всегда вырубали, а вода на самом деле чистая и от неё ещё никто не умирал, Стокман твердит снова и снова одну и ту же фразу: «Вода отравлена. Вода отравлена. Вода отравлена».

Нелепо? Жалко? Но разве эта сцена чем-то отличается от знаменитого мема «Вы сурковская пропаганда»?

Доктор здесь напоминает Капитана Очевидность, вынужденного повторять одну и ту же прописную истину, которую никто так и не услышит. Свой пламенный изобличительный монолог он будет говорить прямо в зал при включённом свете – но телемагнаты быстро вдарят на полную мощь музыку Чайковского, которая заглушит его речь без остатка.

В пьесе Ибсена дом Стокмана забрасывали камнями. В спектакле Кобелева-Денисовой доктор приходит в свою квартиру в новостройке с проломленной головой и рассказывает, как его побили с криками «Враг народа!». Идеалист Ибсен верил в силу духа своего героя и заключал пьесу словами: «Самый сильный человек на свете — это тот, кто наиболее одинок!». В Театре Маяковского эта фраза тоже звучит, вот только потом на экране появляется Петра и сообщает, что о смерти её отца все узнали из её блога, и пост прочитали миллионы.

8 апреля в Химках умер журналист Михаил Бекетов, так и не оправившийся после жестокого избиения, которое сделало его инвалидом. Неизвестно, повлияла ли его гибель на финал спектакля, но очевидно, что это не просто параллель и не случайное совпадение.

«Враг народа» Кобелева стал чуть ли не первым в Москве прямым и внятным спектаклем-высказыванием на большой сцене о том, как в России начала 2010-х годов любой протест оборачивается фарсом, а завершается смертью.

Новости и материалы
Десятки обысков прошли по делу нерентабельных шахт в разных регионах РФ
ВСУ обстреляли село в ЛНР
Юрист назвал россиянам способы снятия запрета на выезд за границу
В Кузбассе пропала девочка, возбуждено дело
Российские снайперы сорвали несколько ротаций украинских войск под Урожайным
Стал известен прожиточный минимум семьи в России в 2024 году
Во Львовской области раздался взрыв
В Ростовской области локализовали пожар в резервуаре с нефтепродуктами
Защита американского военного Блэка обжалует приговор
Стало известно, сколько теряют россияне при хранении денег «под матрасом»
Дальневосточные леопарды могут вернуться на Корейский полуостров
Путин прибыл на площадь Ким Ир Сена в Пхеньяне
Российская подлодка решает задачи боевой службы в Средиземном море
Пхеньян встретил Путина 30-градусной жарой
В российским городе с самолета распыляют отраву для комаров
Угнавший танк украинский военный подал документы на получение российского гражданства
В Госдуме попросили проверить такси в Москве
В России подешевели клубника и черешня
Все новости