Пенсионный советник

Все тайное останется тайным

В прокате идет фильм ужасов «Тайна перевала Дятлова»

Егор Москвитин 04.03.2013, 14:40
кадр из фильма «Тайны перевала Дятлова» dyatlovmovie.ru
кадр из фильма «Тайны перевала Дятлова»

В прокате «Тайна перевала Дятлова» — не страшный, но любопытный фильм ужасов, основанный на одной из самых интригующих советских мистерий.

Наши дни. На заснеженном Урале пропадают пятеро молодых американцев: студентка и ее друг-режиссер, девушка-оператор и два альпиниста-профессионала. Ребята приехали в Россию, чтобы снять документальное кино о происшедем на вершине горы Холат-Сяхыл в феврале 1959 года, где при странных обстоятельствах погиб отряд опытных лыжников. За полвека исследователи истории тургруппы Игоря Дятлова придумали десятки версий случившегося. От схождения лавины до стычки с беглыми зэками. От нападения инопланетян до операции американских диверсантов. От военных экспериментов до коллективного умопомрачения. От кровавых ритуалов местных жителей до встречи со снежным человеком.

Американцы решили разобраться, что скрывали русские, повторили маршрут Дятлова и пропали в том же месте.

Фильм склеен из видеоматериалов, оставшихся от их экспедиции, — точь-в-точь как в «Ведьме из Блэр» или «Монстро».

«Тайна перевала Дятлова» — русско-американская копродукция. Российская команда во главе с продюсерами Роднянским и Мелькумовым обеспечила зрителю мягкое погружение в сюжет. Местный Урал, хоть и снят за Полярным кругом, все равно похож на Урал. В дыме отечества нет примесей, все настоящее. Второстепенные герои не носят ушанки и не пьют водку. Вывески на зданиях сделаны на правильном русском языке. Фальшивые выпуски новостей канала «Россия» с комментариями МЧС и ведущих отечественных уфологов настраивают на оптимистичный лад: сейчас будет не фильм, а легенда.

Легенды не получается: Ренни Харлин, режиссер «Скалолаза», одного из «Кошмаров на улице Вязов», «Изгоняющего дьявола» и «Охотников за разумом», как выяснилось, не умеет работать в формате псевдодокументальных картин.

Техника мокьюментари, в свое время придуманная, чтобы экономить на производстве и маркетинге, применительно к ужастикам вообще выглядит сильно переоцененным изобретением. Фильм «Ведьма из Блэр» кажется страшным только тем, кто никогда его не видел. Франшиза «Паранормальное явление» заметно уступает традиционным ужастикам. «Монстро» — проект выдающийся, но это что угодно — фильм-катастрофа, мелодрама, бадди-муви, только не хоррор.

В формате мокьюментари можно сделать захватывающее журналистское расследование, историческую мистификацию (что-то подобное есть в коллекционном издании «Хранителей») или военный репортаж, но только не триллер. Главное оружие ужастиков — музыка, одиночество персонажей, акцентирование внимания на тревожащих тенях, предметах, словах. В якобы снятых на любительскую камеру ужастиках всего этого нет. Герои здесь всегда держатся кучкой, важные детали ускользают от зрителя, а звукорежиссура сводится к уханьям и аханьям.

В этом смысле ждать от «Тайны перевала Дятлова» мурашек по коже, наверное, и не стоило.

Можно было надеяться лишь на грандиозную спекуляцию, радикальный художественный ответ на интереснейшие вопросы, связанные с гибелью группы Дятлова. Почему следствие велось с невероятным размахом, но материалы дела были засекречены? Откуда на одежде некоторых лыжников взялись следы радиации? Кому, вообще, пришло в голову ее там искать? Что за летающие огни видели в небе погибшие? Почему покидали палатку почти без одежды, но двигались при этом организованно, не паникуя? Что запечатлено на их последних снимках? Откуда на месте катастрофы фрагменты солдатского обмундирования? Что за канонаду слышали в те дни местные, что за воронки видели неподалеку следователи? Почему у части трупов странные травмы, нет глаз и языков? Какая сила опалила верхушки деревьев рядом с местом трагедии? Как так получилось, что в пятьдесят девятом году на гору, известную в легендах как могила девяти мертвецов, подымались именно девять человек — а десятый турист внезапно заболел и сошел с дистанции?

Плохая новость в том, что фильм Харлина вместо ответов на все эти вопросы предлагает зрителю новое видение событий — нелепое, плохо аргументированное и разочаровывающее. Хорошая новость же в том, что он не испортил ни одну из существующих теорий. А значит, тема еще не закрыта.

Главное в этом фильме то, что он радикально освежает историю гибели группы Дятлова, известную далеко не всем даже в России, превращая ее в загадку мирового масштаба. Чтение книг, статей и оживившихся накануне премьеры блогов приносит гораздо больше удовольствия, чем, собственно, фильм.

Сама же «Тайна перевала Дятлова», напротив, умудряется всего за полтора часа пройти тот же путь, на который у сериала «LOST» (по-русски — «Остаться в живых») ушло пять лет, — бесславный путь от чрезвычайно интригующей завязки к скучному и вымученному финалу. И чем тяжелее дается подъем в гору фильму, тем живее включается в расследование сам зритель.

Это не кино, а тизер к какому-то масштабному коллективному проекту, который, хочется верить, появится, и скоро.

Трагическая судьба Игоря Дятлова и его товарищей — идеальный, как бы цинично это ни звучало, материал и для хорошего ретросериала на федеральных каналах, и для визионерского альманаха вроде «Аниматрицы» (каждая версия событий имеет право на воплощение), и для литературного квеста, и для видеоигры. Особенно интересным может получиться минисериал: все герои — молодые, смелые и деятельные люди с твердыми принципам и благородными идеалами, с интригующими биографиями и, вероятно, запутанными взаимоотношениями. Готовый сценарий.

Редкое кино хочется поблагодарить за то, что оно неинтересно снято, но при этом агрессивно разрекламировано. «Тайна перевала Дятлова» — как раз такой случай.