Пенсионный советник

Как он провел этот отпуск

В прокат вышла пятая часть франшизы «Крепкий орешек» с Брюсом Уиллисом

Егор Москвитин 16.02.2013, 12:18
__is_photorep_included4969525: 1

В прокате «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть» — смешное и грустное плохое кино о приключениях Джона Макклейна (Брюс Уиллис) в России.

В Москве политический скандал. Подозрительный миллиардер Чагарин, предводитель патриотической партии «Россия — лидер» с животным на эмблеме, решает принять участие во всенародных выборах... министра обороны. Его старый партнер по продаже за рубеж чернобыльского урана Юрий Комаров, ставший в новой России узником совести, намерен опубликовать на Чагарина компромат. Плохие коррумпированные силовики пытаются Комарова убрать, а хороший агент ЦРУ Джек Макклейн (Джей Кортни из «Спартака») — спасти. Когда у американца начинаются проблемы, на помощь к нему приезжает папа — Брюс Уиллис.

Из всех недавних камбэков героев прошедшего времени («Неудержимый» со Сталлоне, «Возвращение героя» со Шварценеггером, «Доспехи бога-3» с Джеки Чаном) новый «Крепкий орешек» казался фильмом самым благополучным.

Во-первых, Уиллис, в отличие от других совладельцев ресторана «Планета Голливуд», на пенсию никогда не уходил. В нулевых он был успешен и в комедиях, и в триллерах, и в боевиках, и в драмах.

Во-вторых, франшиза «Крепкий орешек» твердо стоит на ногах, даже несмотря на смену эпох. Фильм 2007 года был грандиозен настолько, насколько ему позволили идущие в соседних залах «Трансформеры».

В-третьих, у военной операции под названием «Хороший день, чтобы умереть» было самое лучшее материальное обеспечение. Под Уиллиса дали почти стомиллионный бюджет — столько же, сколько стоят фильмы Шварценеггера и Сталлоне вместе взятые.

В-четвертых, ловко смонтированный трейлер обещал целый военный парад в центре Москвы. В рекламном ролике нашлось место и городским боям в духе «Схватки» Майкла Манна, и обязательному для Джона Макклейна выходу один на один против вертолета, и маленьким guilty pleasures вроде Юлии Снегирь в комбинезоне, политической партии «Россия — лидер» и ностальгической поездки в Чернобыль.

Тот факт, что из всего этого получился плохой фильм, не укладывается в голове.

Перестрелки, погони, драки и вертолетные атаки чрезвычайно хороши, но с персонажами и историей здесь беда. Герой Уиллиса раз десять повторяет шутку, что он в отпуске и поэтому не хочет ничего решать. Его сын, даром что суперагент ЦРУ, ведет себя как обиженный ребенок. Назначенный злодеем русский боевик Алик в попытках произвести впечатление на американских гостей чуть ли не чечетку танцует, но в демонизме уступает даже киллеру Бесо из последней «Бригады». Из героев интересны только «политзаключенный» Юрий Комаров и его дочь Ирина, но им развернуться не дают Макклейны со своим никудышным конфликтом отцов и детей.

На этом фоне нестыковки вроде безболезненного падения с небоскребов, поездки на «майбахе» из Москвы в Чернобыль и полного безразличия полиции к штурму здания суда и гонке вокруг Кремля уже не удивляют. Самая человечная из супергеройских франшиз превратилась в комикс. В следующей части Уиллис наверняка будет драться с медведем.

Единственное, чем этот фильм интересен, — новым фотороботом России, подозрительно похожим на голливудские представления об СССР с поправкой на всем известные особенности суверенной демократии. Нашу страну не изображали таким врагом западной цивилизации очень давно.

В девяностые главной внешней угрозой были инопланетяне; все нулевые за них отдувались арабы; в последнее время подняли голову северные корейцы. Ремейк фильма «Красный рассвет», например, будет посвящен захвату американского континента десантом из КНДР.

Казалось бы, русских оставили в покое, но нет. Возможно, у сценариста Скипа Вудса есть личное предубеждение: в «Хитмэне» он тоже изобразил ту еще страну рабов, страну господ.

Но более вероятной кажется версия, что медийный шум последних лет из России стал основой для нового голливудского метода.

В «Протоколе Фантом» взрывается Кремль, в «Крепком орешке» бандит рулит целой партией, торгует ураном, в промышленных масштабах подкупает судей, сажает конкурентов и преспокойно взрывает здания в центре Москвы. По улицам города катаются бронированные грузовики, все друг в друга стреляют, а полиция и не думает вмешаться. Перед ночным клубом припаркован «майбах» с настоящим арсеналом в багажнике. С простыми участниками дорожного движения в «Крепком орешке» не церемонятся ни русские бандиты, ни американские копы: перхоть не жалко.

С одной стороны, хочется возмущаться. С другой — практически документальный фильм.