Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

40:00 в пользу БГ

«Аквариум» отмечает свой сорокалетний юбилей концертом в Crocus City Hall

В пятницу, 30 ноября, концертом в московском Crocus City Hall группа «Аквариум» завершит свой тур в честь сорокалетнего юбилея группы.

К завершению тура «4000 лет» «Аквариум» подбирался исподволь: финальному концерту в Москве предшествовали выступления в подмосковных городах «с историей» – Коломне, Павловском Посаде, Серпухове, Жуковском и других. Кажется, для каждого из этих городов концерт группы становился событием: интенсивность культурной жизни в Подмосковье отнюдь не предполагает частых приездов рок-коллективов такого калибра.

В отличие от западных музыкантов, часто играющих одинаковый репертуар из концерта в концерт, БГ и его команда для каждого выступления придумывают свой сет-лист. Но если в общих чертах, то в него входят и самые новые вещи последних двух лет (вроде «Расти, борода, расти», «Марш священных коров» и «Красной реки»), и классические вещи (например, «Второе стеклянное чудо» и «Моей звезде»), и разностильное ассорти из 90-х («Королевское утро», «Черный брахман» и «Юрьев день»). Никто не гарантирует присутствие этих песен в программе московского концерта, однако сам принцип «по щепотке из каждой эпохи» будет сохранен. Впрочем, подмосковные концерты проходили в небольших камерных залах, а в «Крокусе» на сцену выйдет группа в своем самом широком составе, куда в последние годы вошли ирландский флейтист Брайан Финнеган и барабанщик Лиэм Бредли, а также духовая секция из трех человек.

Московский концерт носит подзаголовок «Юрьев день», и если календарного соответствия не наблюдается (по старому стилю день св. Егория отмечается 26 ноября), то отсылка к знаменитой вещи более чем очевидна. Она стала в начале 90-х одним из главных хитов «Аквариума», если иметь в виду группу, которую собрал Гребенщиков после распада золотого состава и трехлетнего периода выступления с так называемым «БГ-бэндом». Впрочем и у этой вещи древние корни: она родилась из двух строчек, написанных БГ в 1977 году. В 1993–1994 годах «Юрьев день» часто завершал концерты вновь собранной команды, которая во внутренней историографии носила название «Аквариум 2.0». Группа, которая выйдет в пятницу на сцену, это«Аквариум 3.0»: по мнению Гребенщикова, продолжающийся по сей день период в жизни группы начался с выхода альбома «Пси» в 1999 году.

Отношение БГ и его команды к юбилеям и датам на протяжении четырех десятков лет сильно менялось.

К 20-летию группы, отмечавшемуся в 1992 году, журналистка Ольга Сагарева выпустила сборник материалов об «Аквариуме» (издание помог осуществить начинающий галерист Марат Гельман). Дополненный собственными статьями Сагаревой и ее интервью с музыкантами, этот сборник быстро стал хитом на знаменитой музыкальной «толкучке» на Горбушке. Во многом потому, что группы как таковой в тот момент не существовало:

буквально за несколько месяцев до выхода книги в свет состоялся «Последний концерт Аквариума», на котором БГ — должно быть, по примеру своих западных коллег из The Who — расчувствовался настолько, что расколотил барабан.

Так что сборник вышел веселым, подробным, интересным, фундированным реквиемом группе для аквариумоманов. Которых в то время было немало: место главной русской рок-группы после смерти Цоя и в отсутствие на сцене БГ пустовало, и это только подогревало интерес к книге.

К моменту четверти века от роду «Аквариум» сильно изменился: в 1997 году вышел альбом «Снежный лев», ставший своего рода второй главой предыдущего «Навигатора». Оба диска, кстати, были (впервые в практике группы) записаны БГ в Лондоне, на студиях Livingstone и Abbey Road. Празднование юбилея тогда прошло в обеих столицах и по одинаковому сценарию: в первой части «Аквариум» в своем актуальном составе играл новые вещи, а во второй выходил «золотой состав» и исполнял классические вещи с альбомов «10 стрел», «Радио Африка», «День Серебра».

На сцену поднимались виртуоз электрогитары Александр Ляпин, гребенщиковское альтер-эго флейтист и гитарист Андрей «Дюша» Романов, виолончелист Всеволод Гаккель, барабанщик Евгений Губерман. И если в зале правила бал ностальгия, то на сцене, кажется, разворачивались настоящие драмы: накануне концерта в интервью питерскому изданию «Калейдоскоп» БГ признавался в желании «сжечь нашу собственную мумию».

Одним из ключевых моментов московского концерта стало исполнение «Рок-н-ролл мертв»: БГ чеканил знаменитый рефрен, позаимствованный у Дэвида Боуи, стоя на сцене в дыму, взятый под перекрестный прицел двумя прожекторами. Позже в одном из интервью Гребенщиков скажет, что эти два концерта были самыми принужденными и самыми тяжелыми в его жизни. Возможно, дело было еще и в том, что юбилейные выступления изначально планировалось сделать бесплатными, однако в последний момент спонсоры решили не тратиться.

Автору этого текста повезло оказаться за кулисами подготовки к мероприятиям накануне 30-летнего юбилея. Собственно, отмечать круглую дату никто не собирался: «Аквариум» в 2002 году выпускал пластинку «Сестра Хаос», а тридцатилетие было лишь формальным поводом заявить об альбоме погромче. Тогда казалось, что менеджмент «Аквариума» немного переживает за продвижение группы; впрочем в начале нулевых молодые представители рокапопса и правда слегка теснили рокеров 80-х. В связи с этим группой был предпринят промоэксперимент в духе модного в тот момент формата реалити-шоу «За стеклом»:

песню «Растаманы из глубинки» БГ и его музыканты записали для альбома прямо в московской студии «Нашего радио», пообещав не выходить из неё, пока не закончат.

Наше интервью началось с вопроса об отношении БГ к новым форматам. В ответ он попросил выключить диктофон и около трех часов делился взглядами на состояние умов, общества и окружающей музыкальной среды. Гребенщикову в тот момент отчаянно хотелось новизны, нового звука, нового существования. Собственно, единственная фраза, которую было позволено потом процитировать, резюмировала его эмоциональный монолог:

«Всем очень уютно в своих могилах».

Лидер «Аквариума» сообщил, что «из принципа не включил в альбом ни одной песни, написанной ранее 2000 года». Концерт в честь новой пластинки на Малой спортивной арене в Москве тоже прошел без единой попытки превратить его в мемориальное мероприятие, хотя афиши и подманивали зрителей цифрой 30, набранной бóльшим кеглем, чем слово «Аквариум».

Интересно, что годом раньше, в интервью по поводу проекта памяти Виктора Цоя «Кинопробы»,

БГ признался, что в поминальных концертах не участвует из принципа, а юбилеи, как и любая цифра, по его мнению, есть человеческая условность, в связи с чем юбилеи группы демонстративно не празднует.

Это было смелое заявление: друзья Гребенщикова из «Машины времени» и «Воскресения» как раз придумали себе юбилейную программу со странной формулировкой «50 на двоих» и колесили с ней по стране.

Десять лет спустя БГ, вплотную подошедший к началу седьмого десятка, видимо, стал либеральнее и сговорчивее: весь нынешний год он провел в юбилейном туре «4000 лет Аквариуму», позволив себе лишь дописать два веселых ноля к и без того впечатляющей цифре. К кульминации празднования Гребенщиков подходит, экспериментируя в области, которую до сих пор считал для себя почти закрытой. Неделю назад он вместе с композитором Андреем Микитой представил ораторию «Семь песен о Боге» — переложения песен в Большом зале столичной консерватории исполнил Московский синодальный хор. А 26 ноября в петербургской капелле «Аквариум» вместе с авант-джазовым композитором и трубачом Вячеславом Гайворонским показали программу «Волхвыневы» — симфонические и авангардные фантазии на темы классических «аквариумовских» вещей. Впрочем, переложениями песен юбиляров занимаются не только классические музыканты: в рамках интернет-проекта Re:Aquarium, затеянного изданием Lenta.ru, свои кавер-версии сделали более 40 отечественных исполнителей, среди которых Илья Лагутенко, Евгений Федоров, «Би-2», Mujuice и многие другие.

Зато другого обязательного признака юбилейного торжества — совместных выступлений с музыкантами «золотого состава» — точно не будет; лидер группы уже высказался на эту тему более чем определенно.

«Сжигать мумию» на этот раз никто не собирается; свое неудовольствие этим успел выразить виолончелист Всеволод Гаккель, сообщивший в интервью, что он не дождался приглашения на петербургский концерт даже в качестве зрителя.

Впрочем в таком поведении есть своя логика и своя правота: как человек полностью обновляется на клеточном уровне за семь лет, так и группа, прожившая такой немалый срок, явно имеет право измениться до неузнаваемости. Но есть одно «но»: без малого 19 лет, с 1972-го по 1991-й, «Аквариум» существовал как созвездие разнокалиберных талантов, сумма разнонаправленных векторов — скрипка гениального Александра Куссуля, психоделическая виолончель Всеволода Гаккеля, флейты, дудочки Андрея Романова, виртуозная, всегда выделяющаяся гитара Александра Ляпина. Существовал, переживая внутренние (далеко не полностью описанные в «аквариумографии») кризисы и вновь возрождаясь, сквозь ссоры, споры и амбиции каждого из участников. Проходя через периоды неуправляемой анархии и иногда разрастаясь до 40 человек.

С 1991 года БГ выступал под своими инициалами, иногда на афишах к ним прибавляли слово «бенд», и это была совершенно другая структура: Борис Гребенщиков плюс аккомпанирующий ему состав, состоящий из классных музыкантов, но не имеющих никаких личных амбиций. Однако с 1994 года группа вновь стала называться «Аквариум», хотя никакого отношения к первоначальному составу не имела, и называется так по сей день. Нормальная вещь для коллектива, играющего рок-н-ролл. Просто над названием можно было еще подумать.

Новости и материалы
В Госдуме рассказали, как самозанятым увеличить будущую пенсию
Певица Валерия назвала самых добрых российских артистов
Зеленский признал, что Украина проиграет без помощи США
Власти Украины опасаются, что линия фронта станет новой границей
Звезда «Ворониных» поддержал перевоспитание молодежи через кино
Выяснилось, сколько «АвтоВАЗ» и УАЗ заработали на машинах для чиновников
Сергей Бурунов рассказал, почему не стал озвучивать главного героя в западном мультфильме
В Ираке уничтожили одного из главарей «Исламского государства»*
Очевидцы сообщили о крушении самолета в Крыму
42-летняя «ангел» Victoria's Secret показала фигуру в крошечном бикини
Глава МИД Танзании в беседе с Лавровым осудил теракт в «Крокус Сити Холле»
Intel раскрыла системные требования для ИИ-компьютеров
Киргизия приобрела самолет для президента
Стало известно, кто сыграет Холопа в турецкой версии российской франшизы
РФ считает, что высказывания США о Совбезе ООН лишают их права поучать других
Тарасова рассказала, как бы она отнеслась к решению Туктамышевой возобновить карьеру
Анализ ДНК помог восстановить лицо древнекитайского императора
Кабмин Финляндии заявил, что соглашение с США по обороне ограничит суверенитет страны
Все новости