Газета.Ru в Telegram

Габриадзе в Москве

В Москве начинаются гастроли Театра марионеток Резо Габриадзе

В Москве начинаются первые за пять лет гастроли тбилисского Театра марионеток Резо Габриадзе: кукольная труппа автора сценариев к фильмам «Мимино» и «Кин-дза-дза» покажет новые версии «Рамоны» — о любви двух паровозов — и «Сталинграда», посвященного Великой Отечественной.

Резо Габриадзе из числа тех, кого с лёгкостью можно назвать человеком-эпохой. Он сценарист фильмов Георгия Данелия, которые навсегда вошли в подсознание, наверно, каждого человека старше двадцати пяти в России. И даже если бы он не создал ничего, кроме сюжетов и реплик «Мимино» и «Кин-дза-дзы», он всё равно был бы знаменитым. Но за его плечами ещё несколько десятков работ в кино — и как режиссёра, и как сценариста, множество картин, рисунков и скульптур (включая любимого и регулярно утаскиваемого туристами Чижика-Пыжика на питерской Фонтанке). Главным же из его детищ стал, возможно, созданный им в 1981 году Театр марионеток.

В советском Тбилиси Габриадзе строил свой театр вопреки всему, собственными руками проводя реконструкцию крохотного здания в центре старого города, половину которого занимал ресторан. Говорят, что одним из решающих факторов для чиновников, решивших поддержать его начинание, стала придуманная Резо фраза якобы французского министра культуры: «Мсье Леон Арман Гери говорил, что

страна, не имеющая театра марионеток, не может считать себя театральной страной».

За 30 лет он создал всего шесть спектаклей (в том числе «Альфред и Виолетта» по Дюма и Верди; основанную на рыцарских романах «Дочь императора Трапезунда» и полностью авторскую «Осень моей весны»), но каждый из них объездил полмира, побывав на фестивалях в Авиньоне и Эдинбурге, США, Канаде, а также по всей Европе. Были у Габриадзе и спектакли, поставленные за пределами родного театра, в том числе в Швейцарии с участием величайшего Питера Брука и в Америке с Михаилом Барышниковым.

На постсоветском пространстве труппа Габриадзе уникальна уже самим своим подходом к кукольному театру. Ведь его у нас по-прежнему

воспринимают как что-то исключительно детское, с махровыми куклами, писклявыми голосами, зайчиками и грибочками.

Габриадзе же настаивает, что его театр для взрослых, и в каждом своём спектакле затрагивает самые сложные философские вопросы, что не мешает ему выводить на сцену говорящий фонарь или без умолку болтающую курицу: его театр взывает лишь к тем взрослым, которые способны ощущать себя детьми.

Ещё одна особенность Театра марионеток Габриадзе – актёры-кукольники в его спектаклях не произносят ни слова, наделяя своих героев только движениями.

Озвучивают их в записи лучшие драматические артисты России и Грузии, от легендарного Рамаза Чхиквадзе до Лии Ахеджаковой.

Такой метод требует максимальной сноровки для тех, кто на сцене: стоит опоздать на пару секунд, и фонограмма начнёт опережать действие. Но накладок у Габриадзе не происходит никогда.

Гастроли театра откроются премьерой «Рамоны», нового варианта самого последнего из спектаклей Габриадзе. Первый показ старой версии прошёл тоже в Москве, на фестивале «Черешневый лес» пятилетней давности. Тогда постановка носила название «Если локомотивы встречаются», а среди актёров, озвучивших героев, были Алиса Фрейндлих, Алексей Петренко, Анжелика Неволина и Алексей Девотченко. Кирилл Лавров умер ещё до выхода спектакля, и его голос, говоривший об ушедших временах, звучал на пустой сцене как бы уже из другого мира.

Теперь состав сменился полностью:

главные роли воплощены с помощью Чулпан Хаматовой, Сергея Гармаша и Романа Карцева.

Гармаш и Хаматова озвучивают двух паровозов, Эрмона и Рамону. Они любят друг друга не меньше Ромео и Джульетты, но, как и шекспировские персонажи, никак не могут соединиться. Он, красавец ИС-135, колесит по послевоенному СССР, а она, маленькая Т-1-1-1, работает маневренным локомотивом и почти не покидает пределов станции.

За их страданиями с сочувствием наблюдают радиостолб Ольга, курица Кето и цирковые артисты. Они пытаются помочь влюбленным, но тщетно, и в финале те гибнут, а всем, кто их окружал, грозят тюремные сроки: недосмотрели за казённым имуществом.

«Рамона» — спектакль о том, как прошлое в одночасье уходит безвозвратно, так, что его уже не ухватить, и как романтическая любовь мгновенно растаптывается реальным миром.

Оказывается, что если ты паровоз, то у тебя тоже может быть душа, но её наличие не означает возможность счастья.

И всё же свойственная Габриадзе детская сентиментальность вместе с щемяще-ностальгическим настроением его театра оставляют пространство для надежды.

В спектакле «Сталинград», продолжающей гастроли самой известной постановке Габриадзе, речь снова пойдёт о любви.

Ломовой конь Алёша любит работающую в цирке лошадку Наташу, а мама-муравьиха – своего сына, которого раздавил солдатский сапог.

Габриадзе делает спектакль о страшнейшей в истории битве, но показывает её с помощью человеческих страстей, которыми наделяет животных. И толчком к созданию «Сталинграда» было для него не само сражение, а образ идущей по полю кобылы с отстреленной ногой из воспоминаний английского корреспондента, который писал о тысячах лошадей, погибших при советской атаке.

Габриадзе не разбирается, кто прав, кто виноват, а говорит о войне просто как о великом и страшном бедствии, в котором все сходят с ума и гибнут от чужой жестокости. В его спектакле электрик защищается от пуль солнечным зонтиком – и один этот момент воздействует куда сильнее, чем любой глобальный фильм о боевых действиях. Катастрофа раскрывается через личные судьбы людей и зверей, и именно так становятся видны её истинные масштабы. Как писали о «Сталинграде» в The Washington Post,

«это марионеточный спектакль, но он так же далек от нашего представления о марионетках, как чих от урагана».

Габриадзе сплетает эпическое с личным и делает это так, что каждый из зрителей вдруг становится сопричастным истории, которая всегда казалась ему преданьем старины глубокой.

Новости и материалы
В парках Москвы заметили краснокнижных птиц
В России создали комплексную систему защиты объектов от дронов
Врач объяснила, почему дети стали чаще болеть пневмонией
Россиян предостерегли от самых частых ошибок людей с гипертонией
Олимпийский чемпион заявил, что современные спортсмены оторваны от жизни из-за денег
Армия Израиля представила план эвакуации жителей из сектора Газа
Условия МОК по допуску России на Игры назвали противоречащими законодательству
В Подмосковье ликвидировали открытое горение на складе
Силуанов заявил о болезненности происходящих в мировой экономике глобальных сдвигов
Нижняя палата парламента Белоруссии избрана в полном составе
Слуцкого после первой победы в Китае назвали тренером, способным создать команду
Правительство поддержало появление гибридных колоний
Лидеру ЦСКА посоветовали уйти из команды ради собственного роста
Глава Администрации Лукашенко избран депутатом парламента
Депутат Госдумы назвал «форменным нацизмом» угрозы главы ГУР Буданова в отношении Крыма
В Харьковской области произошла новая серия взрывов
Панарин установил личный рекорд в НХЛ
Рогов назвал реальные потери ВСУ, опровергнув слова Зеленского
Все новости