Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

«Гараж» на почве картона

Центр «Гараж» открыл свой новый павильон выставкой «Временная архитектура Парка Горького: от Мельникова до Бана»

Велимир Мойст 22.10.2012, 10:15
__is_photorep_included4818673: 1

Центр современной культуры «Гараж» открыл для публики свой новый павильон, возведенный по проекту японца Шигеру Бана. Премьерной выставкой в этом пространстве стала «Временная архитектура Парка Горького: от Мельникова до Бана».

За те четыре года, что «Гараж» работал в здании Бахметьевского автобусного парка, спроектированного Константином Мельниковым, это заведение приобрело репутацию главной столичной площадки в части громких арт-гастролей. Здесь показывали ретроспективы Ильи и Эмилии Кабаковых, Марка Ротко, Джеймса Таррелла, Уильяма Кентриджа, Марины Абрамович и других значимых художников международного уровня. Пользовались большой популярностью и тематические гастрольные проекты вроде выставок «Куба в революции» или «100 лет перформанса». А устроенная в «Гараже» Жаном-Юбером Мартеном экспозиция «Против исключения», по мнению многих экспертов, стала лучшим основным проектом из всех, что демонстрировались в рамках Московской биеннале современного искусства.

Словом, институция вышла на хорошую крейсерскую скорость, но недавно ей пришлось взять вынужденную паузу.

В конце прошлого года, по истечении срока аренды, ЦСК «Гараж» покинул свое первоначальное пристанище. Кстати, в этом здании совсем скоро должны открыться Еврейский музей и Центр толерантности. А детище Дарьи Жуковой обосновалось в ЦПКиО имени Горького, где со временем реконструирует для своих нужд другой памятник архитектуры – знаменитый «Шестигранник» Ивана Жолтовского. Бывший павильон «Механизация» на первой Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 года сейчас пребывает в весьма плачевном состоянии и требует серьезных архитектурных решений, не говоря об инвестициях. Перспективы этой реконструкции пока туманны, зато

полным ходом идет работа над объектом по соседству – бывшим рестораном «Времена года», где «Гараж» планирует поселиться во второй половине 2013 года. Автором проекта стал голландец Рем Колхас со своим бюро Office for Metropolitan Architecture.

Все это, впрочем, дело будущего, а в настоящем у «Гаража» появился временный павильон, возведенный за четыре месяца японским архитектором Шигеру Баном.

Слово «временный» здесь не следует понимать буквально: хотя Шигеру Бан знаменит использованием в своих постройках картона из переработанной бумаги, этот материал огнеупорен и весьма долговечен.

Некоторые картонные объекты автора Кочевого музея в Нью-Йорке и Центра Помпиду в Меце служат уже больше двух десятилетий и признаков саморазрушения пока не обнаруживают. К тому же в московском павильоне картон находит ограниченное применение – из него сделаны только внешние колонны, а сама несущая конструкция стальная. В отделке преобладают дерево и стекло. Овальный павильон общей площадью более 2000 квадратных метров и высотой 7,5 метра вмещает прямоугольный выставочный зал, кафе и книжный магазин. По словам архитектора,

«сооружение будет жить столько, сколько продлится любовь к нему москвичей».

В дальнейшем, после переезда «Гаража» в реконструированное пространство «Времен года», павильону Шигеру Бана будет отведена роль концертной площадки и прибежища для экспериментального искусства. Но как минимум в течение ближайшего года здесь будут проходить все главные выставки Центра современной культуры. Директор «Гаража» Антон Белов не счел пока возможным огласить программу целиком и упомянул лишь о

двух событиях, которые следует ожидать в начале 2013 года – о проектах «Арт-эксперимент» и «Музей всего».

А до 9 декабря года нынешнего года в новом павильоне будет демонстрироваться выставка «Временная архитектура Парка Горького: от Мельникова до Бана», с которой и начинается очередной этап в биографии заведения.

Премьерная экспозиция посвящена истории ЦПКиО – вернее, того его периода, когда парка как такового на этом месте еще не было. Пространство возле Крымского вала к концу гражданской войны представляло собой конгломерат огородов, пастбищ, пустырей и свалок.

Именно здесь в 1922 году решено было устроить первую Всероссийскую сельскохозяйственную выставку – наследницу дореволюционных Нижегородских ярмарок, ставшую прообразом ВДНХ.

Для того трудного времени инициатива выглядела крайне амбициозной: предполагалось радикально изменить ландшафт, заново распланировав отведенную территорию, чтобы выстроить 60 тематических павильонов. Сверхзадача проекта состояла в агитации крестьянства и всего населения страны за новую жизнь. Главным архитектором выставки назначили маститого Алексея Щусева, а на генплан объявили открытый конкурс, который не дал приемлемых результатов. Тогда последовал конкурс закрытый, к участию в котором пригласили всю архитектурную элиту.

Победил неоклассицист Иван Жолтовский, который, впрочем, не стал зажимать авангардистов – наоборот, дал им чрезвычайную свободу для реализации отдельных замыслов.

Вот этот сюжет и лег в основу нынешней экспозиции.

Чертежи, эскизы, фронтальные виды, разрезы, макеты, а также архивные фотографии, кинохроники, агитплакаты – набор материалов оказался весьма внушительным и раритетным.

К слову, исторические экспонаты позаимствованы не только в государственных хранилищах, но и в частных коллекциях – пожалуй, в последних даже больше. Работы Константина Мельникова, Ильи Голосова, Николая Колли, Ивана Фомина, Владимира Щуко и других зодчих из тогдашней блистательной плеяды сделали ВСХВ не только пропагандистским символом местного значения, но и манифестом российской архитектуры в масштабе международном. Увы, от того фейерверка новаторских проектов, даже реализованных, остались лишь документальные свидетельства.

Еще в 1930-е годы в ходе реконструкции ЦПКиО почти все эти павильоны были снесены, поскольку строились из дерева, как временные сооружения. Сохранился только железобетонный «Шестигранник» Жолтовского, где и поселится когда-нибудь «Гараж». Протянуть хронологическую цепочку от давней ситуации к нашим дням – довольно мудрое кураторское решение. Пожалуй, и впрямь стоило начать на новом месте бурную деятельность в сфере contemporary art с недвусмысленной декларации: это не с нуля, это на историческом фундаменте.