Пенсионный советник

Реинкарнация изящного

В декабре в Москве пройдет Международный салон изящных искусств.

Велимир Мойст 10.10.2012, 16:23
Бернардо Строцци «Садовница» галерея Maison d'art.
Бернардо Строцци «Садовница»

В декабре после четырехлетнего перерыва в Москве вновь пройдет Международный салон изящных искусств.

Вроде бы в нашей столице нынче всего хватает – на любой вкус и кошелек, но вот с искусством экстра-класса, надо признать, имеются сложности. Не с тем искусством, которое в музеях, а с тем, что на продажу. Шедеврами или хотя бы качественными, дорогостоящими произведениями интернационального уровня в Москве торгуют редко, от случая к случаю, и уж никак не в широком ассортименте. При всем уважении к Российскому антикварному салону, эту нишу он не заполняет.

А ведь раньше, до кризиса, бывали прецеденты, когда к нам привозили с целью сбыта немалые художественные ценности – и старинные, и современные.

Пожалуй, самым респектабельным (и к тому же претендовавшим на регулярность) событием в сфере «выездной торговли» был Международный салон изящных искусств. Эти ярмарки проходили в Москве с 2004-го по 2008 годы, в них принимали участие значимые европейские галереи. Без российских институций, впрочем, тоже не обходилось. Инициатором и устроителем салона был швейцарский бизнесмен Ив Бувье, владелец крупнейшей в Европе фирмы по перевозке и хранению произведений искусства Natural Le Studio и президент компании Art Culture Studio, непосредственно занимавшейся российским проектом. Привезенные к нам опусы задавали планку качества, которой Москва прежде не видела, впрочем и цены зачастую могли поразить неразвитое воображение. Салон откровенно ориентировался на людей богатых и очень богатых. Таковых у нас предостаточно, однако продажи поначалу шли не блестяще. Устроители не теряли оптимизма, вербовали новых и новых участников, стремились расширить спектр предложений – и тут грянул экономический кризис. В 2008 году Ив Бувье принял решение об отмене следующего московского салона. Перспективы возобновления выглядели тогда довольно призрачными.

Однако намерение застолбить солидный участок на нашем художественном рынке, как выясняется, не угасло.

Правда, дальнейшую реализацию российской миссии Ив Бувье доверил новому партнеру: теперь салоны в Москве будет устраивать компания Expo Plus, ответственным за мероприятие назначен господин Амори Шоме. За два месяца до «перезагрузки» салона (он пройдет 13 – 18 декабря в Экспоцентре на Красной Пресне) оргкомитет созвал пресс-конференцию, где обозначились некоторые параметры обновленного мероприятия. Хотя нельзя сказать, что произошли какие-то радикальные изменения в стратегии и тактике.

Наиболее очевиден сдвиг календаря – отныне будет декабрь вместо прежнего мая, что устроители объясняют желанием вписаться в предновогодний и предрождественский покупательский бум. Также бросается в глаза смена «прописки»: последние перед закрытием салоны располагались в Манеже. Амори Шоме сообщил, что именно там они и планировали открыть следующую страницу в биографии ярмарки, но не нашли общего языка ни со старым, ни с новым руководством Центрального выставочного зала. (Напомним, в июле в МВО «Столица» были произведены существенные кадровые перестановки, изменилась культурная политика и даже само название музейно-выставочного объединения – теперь оно именуется «Манеж»).

Возможно, г-н Шоме был огорчен тем отказом, но виду на пресс-конференции не подавал и даже описал преимущества сотрудничества с Экспоцентром.

Там, в отличие от Манежа, находится таможенная зона, так что зарубежные участники салона могут оформить временный ввоз своих произведений, не платя пошлины. Когда и если что-то будет продано, переоформление документов коснется лишь этих самых предметов, другие останутся в прежнем статусе и беспошлинно вернутся домой. Такой порядок ведения дел сулит иностранным галереям весомую экономию, что они, естественно, учитывали, принимая решение ехать в Москву.

Кстати об участниках: их состав претерпел заметные изменения сравнительно с ситуацией четырехлетней давности, но заранее говорить о падении уровня салона было бы несправедливо. Ротация в списке заграничных галерей не приведет, скорее всего, к снижению планки: вместо одних грандов приедут другие. По крайней мере среди заявленных хитов значатся вещицы очень достойные – например, галерея De Jonckheere представит «Зимний пейзаж» знаменитого голландца Хендрика Аверкампа, а галерея Maison d'Art Monte Carlo представит полотно не менее прославленного итальянца Бернардо Строцци «Садовница». Упомянем также об участии в салоне аукционного дома Christie's, который в качестве рекламы предстоящих нью-йоркских торгов по категории «старых мастеров» привозит в Москву картину Джованни Паоло Панини «Капитолий» с эстимейтом (предварительной оценкой) в $3–5 млн.

Ожидаются и дорогостоящие произведения современного искусства (среди фронтменов, разумеется, Энди Уорхол), и раритетная старинная мебель, и уникальные ювелирные работы – этому сегменту арт-рынка на салоне отведено традиционно много внимания.

Куда менее вразумительна ситуация с российскими участниками. Их будет не так уж мало (Амори Шоме обозначил пропорцию между нашими и иностранцами как 30% и 70% соответственно), однако пока что совершенно невозможно понять, по каким причинам выбраны именно эти, а не другие и кто из них в каком амплуа намерен выступать. Путаница между антиквариатом и contemporary art наметилась уже сейчас, на стадии предъявления предварительных квалификационных списков...

Едва ли надо добавлять, что ни Айдан Салахова, ни Марат Гельман, ни Елена Селина, активно участвовавшие в предыдущих салонах, в версии-2012 не фигурируют: раз уж вне коммерции, то вне коммерции.

Впрочем заранее ясно, что любые отечественные галереи, независимо от их заслуг и рейтингов, погоду здесь не определяют. Не оттого, что чем-то плохи, а просто в силу местного происхождения. Если обновленный салон и произведет какой-то решительный прорыв, то в первую очередь благодаря западному репертуару. Ради него все затевалось изначально, и на него же делается ставка сегодня.