Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Искусство за гранью

Гид «Газеты.Ru» по фестивалю «Территория»

Николай Берман, Кирилл Матвеев 10.10.2012, 09:50
Сцена из пластического спектакля «Смертельный двигатель» ИТАР-ТАСС
Сцена из пластического спектакля «Смертельный двигатель»

В Москве стартовал VII Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория». В его программе пять спектаклей разных жанров с разных концов света, 12 мастер-классов и множество других разножанровых спецсобытий. Открылся фестиваль танцевальной постановкой «Смертельный двигатель» австралийской танцевальной труппы Chunky move.

«Смертельный двигатель» считается танцевальным проектом — но если здесь и есть танец, то никак не телесный. Постановщик Гедеон Обарзанек, придумавший несложные корчи для исполнителей на наклонном помосте, уступил инициативу коллегам — разработчикам интерактивных систем и лазерных технологий. Мультимедиа разного толка, изрыгающие энергию — главный герой концептуально наивного и технически изощренного спектакля. Он призван, как гласит программка, «показать ежесекундно меняющийся блистающий мир, в котором границы человеческого тела – не более чем иллюзия». Преображения клубков светлых человеческих фигур в темные тени и страшные звуки, а потом обратно под прихотливой кинетикой лазера призваны показать, что путь цивилизации, во первых, черно-бел, а во вторых, тернист: то подстережет «неудача по пути эволюции», то захлестнет внутренний мрак души. После того как чрезмерно яркий свет ослепит глаза зрителей, громкий скрежет раздерет уши, а обильный дым разъест ноздри, Обарзанек выруливает на хеппи-энд: мужчина и женщина в трико телесного цвета обнимаются в мягком свете. За три года жизни на сцене австралийский спектакль успел объездить весь мир, в Москву «Chunky move» приезжает впервые.

10 и 11 октября на сцене Центра Мейерхольда будет показан спектакль «Grimless» итальянского театра Ricci/forte, который вполне может стать самым скандальным событием фестиваля. По крайней мере защитникам нравственности лучше пощадить свои нервы и воздержаться от похода на него. На афишах можно увидеть церковный алтарь, сплошь заваленный грудами яблок и телами актёров.

Артисты катаются по сцене, кричат, раздеваются донага, измазываются с ног до головы золотистой краской и выстраивают композиции, навеянные полотнами Караваджо. В основе действа сказки братьев Гримм, переделанные (если не сказать деконструированные) на современный лад.

12 октября настанет черед современной оперы — постановки «Сны Минотавра». Это совместный, представляемый в виде work in progress проект фестиваля и «Опергруппы» — объединения под руководством Василия Бархатова, провозгласившего курс на продвижение актуальных партитур; именно они курировали недавнюю постановку оперы «Франциск» в Большом театре.

Опера композитора Ольги Раевой, по замыслу, воплощает слова Гойи о сне разума, который порождает чудовищ — однако, если к разуму добавить фантазию, она «становится матерью искусства и всех его чудесных творений».

Опера разбита на восемь частей, из которых пока готовы три — «Квест», «Дочь носорогопаса» и «Семь снов». Их ставят разные режиссеры, общим знаменателем служат тексты Владимира Сорокина. В «Минотавра», изучающего работу подсознания, добавят танец и видеоинсталляции. Сновидения задуманы разные – сон-триллер, сон-бред, сон-предсказание, сон — любовный морок. Через год «Опергруппа» планирует представить сценическую версию новых фрагментов «Снов Минотавра», а в 2014 году намерена закончить постановку.

14 октября на «Территории» пройдут сразу два спектакля. Первый — это прелестный проект под названием «Па-де-де с экскаватором».

На Фонтанной площади Парка культуры поставят упомянутый механизм, который станет партнером в двадцатиминутном дуэте с живым танцовщиком — под музыку.

Эта придумка режиссера и хореографа Доминик Буаве из французского театра Beau geste — будто бы буквальное воплощение мечтаний ребенка, играющего в песочнице с игрушечным краном. Впрочем взрослые идеи здесь тоже присутствуют: по словам Буаве, в «дуэте железа и плоти» он использует «рукоять землеройной машины из-за его функциональности и динамики и так же, как человеческую руку, которая берет, отталкивает или нежно ласкает».

Заложенные в зрелище смыслы (а их много – это и индустриальный мир Фернана Леже, и встреча Красавицы с Чудовищем, и любовь Ромео к Джульетте) не должны помешать публике в выстраивании собственных ассоциаций. Вход будет свободным для всех желающих.

Вечером того же дня зрители «Территории» переместятся в Театр наций, где пройдет единственный драматический спектакль в программе фестиваля. Кирилл Серебренников поставил в Латвийском национальном театре пьесу Георга Бюхнера «Войцек». Действие в истории про несчастного, всеми обиженного солдата, который из ревности убил свою жену, перенесено в музей современного искусства.

Двухметровый охранник Войцек работает в галерее и становится подручным средством для художников, использующих его в своих инсталляциях и перформансах. То, что поначалу кажется анекдотом, превращается в страшную трагедию маленького человека, жёсткую историю о том, как общество эксплуатирует и уничтожает личность.

Завершится театральная программа «Территории» 18 и 19 октября спектаклем, который на фоне остальных может показаться чуть ли не классическим — пластической постановкой «Ния» компании La Baraka, совместного проекта Франции и Алжира. От арабской культуры взяты название и общая идея: «ния», как разъяснил постановщик Абу Лаграа, слово сакральное, означающее «факт доверия к жизни». Если человек имеет внутри себя такое доверие, он не впадет с депрессию и не спасует перед жизненными проблемами. Десять хип-хоп-танцоров, отобранных их четырехсот претендентов, призваны не только заявить эту философию своеобразного стоицизма, но и связать приязнью два берега Средиземного моря: артисты набирались в Алжире, но совершенствовались в Европе, где их спешно тренировали в йоге и в техниках современного танца. Чтобы дружба проявилась ярче, к танцу прибавлены французское «Болеро» Равеля и алжирско-суфийские песни певицы Урии Аичи. А струи воды, заливающие сцену в финале, видно, символизируют утоление и физической, и духовной жажды.

Помимо основной программы стоит обратить внимание на спецпроекты нынешнего года.

В их числе «Живые пространства», лаборатория под руководством режиссёра Марата Гацалова, в рамках которой молодые постановщики, драматурги и актёры будут создавать эскизы спектаклей в нетеатральных помещениях.

Четыре из них сыграют в одном и том же здании начала XIX века на Страстном бульваре, успевшем за свою долгую историю побывать мебельным магазином, водолечебницей, военкоматом, конгломератом коммуналок и сквотом. Впечатления от этого места, его интерьеров и найденных там вещей облекают в театральную форму режиссёры Юрий Квятковский, Талгат Баталов, Юрий Муравицкий и Лера Суркова. Ещё один документальный проект, придуманный Дмитрием Волкостреловым, пройдёт в Доме ветеранов сцены на шоссе Энтузиастов.

А самое интригующее из «живых пространств» — плацкартный вагон на Казанском вокзале, в котором питерский режиссёр Семён Александровский представит пьесу белоруса Павла Пряжко «Три дня в аду».

Кроме того, на «Территории» можно будет увидеть и проекты, посвященные современному арту: выставку-инсталляцию «90-е: победа и поражение» (художники Олег Кулик, Дмитрий Гутов, Анатолий Осмоловский и Валерий Чтак), цикл фильмов «Антология современного искусства» о российских художниках и перформерах последних 30 лет.

Отдельной строкой в программе фестиваля идут мастер-классы, предназначенные прежде всего для приехавших на «Территорию» студентов. Их проведут режиссёры и хореографы участвующих в смотре спектаклей, а также ставящий сейчас в Театре наций болгарин Галин Стоев, специалист по менеджменту Артур Гукасян, один из арт-директоров фестиваля Роман Должанский. Также гости фестиваля встретятся с Юрием Любимовым, Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой.

«Территория» не случайно делает акцент на студенчестве. Создатели фестиваля, среди которых актёр Евгений Миронов, критик Роман Должанский, режиссёр Кирилл Серебренников и дирижёр Теодор Курентзис, неоднократно заявляли, что стремятся преобразить сознание будущих актёров из тех городов, где о современном театре не знают даже понаслышке; научить их мыслить вне штампов, до сих пор насаждающихся в большинстве театральных вузов, и забыть о том, что в искусстве могут быть какие-то запреты. За шесть лет через «Территорию» прошли не меньше 2000 молодых профессионалов в области театра и других искусств.

И если сейчас на фестиваль может попасть любой желающий учащийся творческого вуза из России и стран ближнего зарубежья, просто заполнив заявку на сайте, то в первые годы студентов со всей страны свозили в Москву целыми курсами, во главе с педагогами.

Сам фестиваль тоже кочевал по стране: в 2009 году «Территория» проходила в Перми, в 2011-м — в Казани. Вернувшись в Москву, она, наконец, обретает свой дом в Театре наций, где недавно закончился многолетний ремонт.