Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Если не получится, то меня следует выгнать»

Интервью худрука Театра им. Гоголя Кирилла Серебренникова

Кирилл Серебренников рассказал «Газете.Ru» о переименовании Театра им. Гоголя в «Гоголь-центр», планах на ближайшие сезоны и о том, почему государство обязано дотировать театр.

Кирилл Серебренников рассказал, чем будет заниматься под его началом «Гоголь-центр» — такое новое имя получит столичный Театр им. Гоголя с приходом нового руководства. Назначение на этот пост одного из самых активных постановщиков проходило отнюдь не гладко – часть коллектива устроила новому руководителю демарш, обратившись к властям всей уровней с требованием остановить «разрушение русского психологического театра». На недавней пресс-конференции режиссер сообщил, что намерен не разрушать, а пополнять репертуар театра с помощью «резиденций» — подрядов с внешними труппами и студиями, которые будут переносить на сцену театра собственные постановки и делать новые; в числе первых резидентов – музыкально-театральная студия «Саундрама» и костромская труппа современного танца «Диалог Данс»; кроме того, с площадки «Платформа» в «Гоголь-центр» переедут спектакли учебного театра «Седьмая студия» — завоевавшая «Золотую маску» постановка «Отморозки» самого Серебренникова и находящиеся в процессе производства «Метаморфозы» Давида Бобе. В интервью «Газете.Ru» Серебренников рассказал о проходящей театральной реформе, смене поколений в отечественном театре и планах на сезон.

— В ситуации с Театром им. Гоголя ваши недоброжелатели изображают вас эдаким Карабасом-Барабасом, который пришёл, уничтожил репертуар, разогнал артистов и хочет превратить театр-дом в бордель. Что вы можете им ответить?

— Я даже не знаю, как комментировать, потому что это какое-то безумие. Понимаете, такие резкие изменения судеб театров в российской истории случались, насколько я знаю, всего несколько раз. Один из случаев – Товстоногов в БДТ, другой – Любимов в Театре на Таганке. И я ни в коем случае себя с ними не сравниваю, могу только в своё оправдание сказать, что на момент, когда они брали театры, Товстоногов был известным режиссёром, одним из многих, а Любимов поставил вообще только один спектакль. То есть они стали Товстоноговым и Любимовым, уже получив свои театры и эту возможность. Такие возможности у режиссеров моего поколения начали появляться только сейчас.

А в Германии мой товарищ Томас Остермайер уже 13 лет руководит театром «Шаубюнне», и он против чего-то идеологически боролся и против чего-то «художественно» бунтовал, но это не испугало тех, кто пригласил его… Мне кажется естественным и логичным, когда молодым режиссёрам, активно действующим в искусстве, много работающим, предоставляются такие шансы. И дайте время, и тогда станет ясно, кто из них получится. В случае с Театром им. Гоголя так совпало, что Департамент по культуре Москвы был недоволен состоянием дел в подведомственном ему учреждении, и они предложили мне подумать, что с этим можно сделать. Я изложил им программу, и они на неё пошли, таким образом дав мне возможность попробовать реализовать мои идеи на практике. Если я эту возможность использую с пользой для дела – будет хорошо. Если нет, и у меня ничего не получится, то меня следует выгнать и заменить другим режиссёром. Но ситуация, когда театры передаются по наследству и действуют бессрочные контракты, мне кажется, относится всё-таки уже к глубокому прошлому.

— Как вы думаете, какую роль в этом скандале сыграло ваше имя? То есть были бы все эти открытые письма и театрализованные митинги, если бы в точно таких же условиях назначили не вас, а, например, Олега Меньшикова?

— Дело в том, что у каждого своя судьба. В случае того же Олега Меньшикова, который делает в Театре Ермоловой в принципе то же, что и я, произошла мирная передача власти. Умный Владимир Андреев, поняв ситуацию, оценив свои возможности и возраст, всё-таки поступил разумно. Поэтому не могу ничего сравнивать, знаю вот, что у нас такая ситуация, и будем в ней жить. Я привык к нападкам, колкостям, которые про меня пишут. Я знаю, что делаю, и уверен в этом. У меня есть зрители, есть команда, есть люди, которые хотят мне помочь. Дайте время — посмотрим.

— В итоге 32 из 52 актёров станут группой резидентов нового «Гоголь-центра». Вам удалось найти с ними общий язык?

— Был первый разговор, я им предложил какую-то возможность работы. Дальше уже будем смотреть, может, в результате желающих будет больше. Или меньше.

— Расскажите подробнее о структуре театра. Что вообще конкретно значит слово «резидент», как это оформлено юридически и по каким принципам вы их выбирали?

— Резиденты — это коллективы, с которыми «Гоголь-центр» подпишет контракты. Выбирал я по принципу интереса, по группе крови. То есть понятно, что «Седьмая студия» (учебная театральная студия, которую составляют студенты курса Серебренникова в Школе-студии МХТ. – «Газета.Ru») интересна мне; очень важно для театра и очень интересно и то, что делает Володя Панков (основатель и руководитель студии «Саундрама». — «Газета.Ru»), и как современный танец переплетается с драматическим театром, отсюда компания «Диалог Данс». Резиденты будут заключать с «Гоголь-центром» срочный договор с возможностью продления и будут показывать свои, уже произведённые, вещи плюс в сотрудничестве с театром делать новые спектакли.

— Будут ли эти группы работать по отдельности, или появятся и совместные спектакли?

— Сначала по отдельности, потом будут и совместные.

— Состав резидентов устойчив на ближайшие три года, или он будет как-то меняться?

— Пока что речь идёт о ближайших двух сезонах. Потом посмотрим, что будет на третий.

— Не совсем понятна судьба вашей «Седьмой студии». Изначально она создавалась в прошлом сезоне под крылом МХТ, и планировалось, что она будет работать на Новой сцене. В итоге там выпустили всего два спектакля, а теперь студия входит в состав «Гоголь-центра». Что-то не сложилось с МХТ?

— МХТ — это наш Дом, наша Школа. Это всегда будет родным. Но даже из удобного и теплого дома иногда полезнее уходить в самостоятельную жизнь. Мы всегда будем благодарны Олегу Павловичу и Анатолию Мироновичу, да и многим мхатовцам, которые нам помогали встать на ноги, и впредь будем помнить добро и заботу. Если говорить о «Седьмой студии» и наших ребятах, то надо напомнить, что «Седьмая студия» ещё производит проект «Платформа», который существует на «Винзаводе», мощно развивается и будет развиваться дальше. Студия будет продолжать работать там в рамках «Платформы» и при этом делать новые спектакли в «Гоголь-центре» (а две из уже существующих постановок, «Отморозки» и «Метаморфозы», перейдут на его сцену).

— План жизни «Гоголь-центра» уже расписан до 2015 года. Какие события кажутся вам самыми главными?

— Сейчас мне трудно что-то выделить, просто надо начать работать и понять, как всё будет складываться. Пока что самым главным мне кажется... Знаете, мне очень обидно, когда трогаешь стену, а она рушится. Когда там так всё грязно, когда пахнет мочой кошек в сочетании с борщом, когда так много пыли и нет аппаратуры. Любой театр, какой бы он ни был – просто его здание – заслуживает уважения, какой-то любви и отдачи. Люди, которые не любят театр как организм, обречены и недостойны даже сожаления. Мне не жалко людей, которые довели этот театр до такого чудовищного состояния. Я не об актерах, а о тех, от кого это действительно зависело. Мне кажется, им должно быть стыдно, очень стыдно. Необходимо хотя бы починить это несчастное, запущенное здание, брошенное нерадивыми хозяевами, бесконечно говорящими о величии репертуарного театра и о том, что они — последний великий психологический театр. Пускай они оглянутся вокруг себя и поймут, в какую помойку они превратили этот свой театр-дом.

— В последнее время в театре пошёл процесс стремительной смены власти. Новые худруки назначаются повсюду, не только в Москве. Как вам кажется, почему эти реформы, которых так долго ждали, начались именно сейчас?

— Потому что, видимо, пришли люди, которые применили волю. Раньше были люди, которые этого не делали. Теперь появились люди, которые видят цель в том, чтобы делом заниматься, которым не наплевать на театр. Которые поняли наконец, что так больше жить нельзя.

— Одной из главных претензий в ваш адрес для многих является то, что вы, дескать, ругаете в «Фейсбуке» власть, ходите на митинги и ставите спектакль «Отморозки», но, вместе с тем, берёте деньги у администрации президента и делаете постановку по роману, приписываемому Суркову. А теперь ещё скажут: «Вот-вот, и театры у нас просто так никому не дают!». В чём эти рассуждения не верны?

— Мне не интересно комментировать чужие фантазии. Я больше не буду давать интервью про Театр им. Гоголя, пока мы не откроемся и пока не начнем играть спектакли. Вообще-то, любой человек, который работает в бюджетной сфере, получает зарплату. А эта зарплата тоже имеет отношение к государству, к власти. И выдача этой зарплаты, и многое другое тоже находится в юрисдикции власти. И тогда, если быть последовательным, если следовать всем заявлениям, сделанным в «Фейсбуке», надо просто тихо и спокойно закрыть все театры, все СМИ, даже оппозиционные, потому что они тоже делаются на деньги, которые распределяет власть, уехать из страны, или вообще ничего не делать, не есть, питаться травой и корой.
Потому что как только мы входим хоть в какие-то отношения с государством – а театр у нас весь дотируется именно им, то мы неизбежно соприкасаемся с властью. Так вот, я предпочитаю эти деньги у власти брать, потому что это не её деньги, а наши с вами. Вы платите налоги, и я плачу налоги. И эти средства, как и деньги от трубы, от нефти, от газа – часть общего богатства, которое должно правильно и рационально использоваться. И использование их на культуру я считаю очень правильным.

Потому что культура – всегда инвестиции в завтрашний день. В сознание каждого человека и в его жизнь, его потомство. В здравый смысл.

Поэтому – брать деньги, брать и ещё раз брать. И брать много. Потому что эти деньги иначе будут вывезены, украдены, уйдут в песок. Или на них построят ракеты какие-нибудь, гонку вооружений очередную начнут. Я за то, чтобы сокращать расходы на чиновников, на войну, на содержание репрессивного аппарата и увеличивать на культуру. И мне кажется, что если это отстаивать, а не заниматься выяснениями, кто ходит в Кремль, а кто не ходит, кто что ставит, а кто не ставит, кто рушит репертуарный театр, а кто его воспевает, то очень скоро все эти радетели за русский репертуарный театр, на который никто не нападает (надо быть идиотом, чтобы на него нападать; тысячу раз было сказано, что Театр им. Гоголя будет репертуарным)… Так вот, этим всем людям надо сказать, что если они не перестанут заниматься своими мелкими сварами в «Фейсбуке» и атаковать друг друга в медиапространстве, то скоро придут какие-то серьезные дяди из министерства финансов и скажут: «Господа, да вы кто такие?! Кому вы со своим театром вообще нужны? Давайте, до свидания!». И после этого «радетели» будут искать работу уже не в театрально-культурной среде, а на каких-то вредных производствах. Толку, конечно, от них там будет так же мало, как и в искусстве, но просто будет неприятно.

— Зачем Кириллу Серебренникову Театр им. Гоголя?

— На этот вопрос я вам отвечу позже. Когда начнет получаться то, что я задумал. Я знаю, что мне уже нельзя остановиться, и я должен сделать то, что обещал. Это не вопрос денег, это вопрос принципа, доказательства себе и другим, что изменения возможны и что они могут быть в лучшую сторону — с приращением смысла, качества и всего прочего. Театр им. Гоголя Кириллу Серебренникову совершенно не нужен, а вот «Гоголь-центр» точно пригодится!

Новости и материалы
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом
В США произвели почти центнер обогащенного урана
Израиль попросил у США больше вооружения
В Минфине рассказали о ключевых рисках развитых экономик
Потепление в Антарктике повысило уровень моря на другом конце света
США подняли в воздух стелс-бомбардировщики
ООН: убийство военкора Еремина должно быть расследовано
Американского бизнесмена посадили из-за антироссийских санкций
В Ираке произошли взрывы на военной базе ополчения
В Оренбуржье начинает снижаться уровень воды в реках
Все новости