Пенсионный советник

Драматургии имения Станиславского

Стартует фестиваль молодой драматургии «Любимовка»

Николай Берман 03.09.2012, 12:32
FEMEN стали героями пьес-учатников конкурса драматургического фестиваля «Любимовка» Reuters
FEMEN стали героями пьес-учатников конкурса драматургического фестиваля «Любимовка»

3 сентября на сцене «Театра.doc» стартует 16-й раз фестиваль молодой драматургии «Любимовка». Воспитанных драматургическим смотром патриархов заменили новые имена и новые темы — в числе прочего будут пьесы о группе FEMEN и о том, почему «болото» выплескивается на площади.

Скромный и беспафосный смотр читок новых пьес, написанных в основном начинающими драматургами, долгое время почти не воспринимался всерьез – и никто не заметил, как постепенно он превратился в один из старейших непрерывно существующих российских фестивалей.

В первый раз «Любимовка» прошла в 1990 году, в подмосковном имении Станиславского, в честь которого и была названа. Главным ее вдохновителем был советский драматург Михаил Рощин, девять лет спустя создавший вместе с Алексеем Казанцевым московский Центр драматургии и режиссуры – площадку, которая стала плацдармом для поколения, изменившего до неузнаваемости весь облик российского театра.

Концепцию фестиваля Рощин объяснял так: «Не конкурс, не награда лучшему произведению, а работа с теми пьесами, которые отобраны предварительно. Пьесы раздаются молодым преимущественно режиссерам и актерам, те готовят их буквально за несколько дней и показывают, прочитывают вчерне, без костюмов, разумеется, и декораций, по-домашнему, а затем идет обсуждение и оценка. Виден сегодняшний процесс, его достижения и недостатки, его масштаб.

Важно просто познакомиться, поглядеть друг на друга,— неужели есть еще другие психи, которые пишут пьесы?! Профессиональная школа?.. В какой-то степени. Но — одноразовая, как шприц».

В итоге эта школа оказалась куда больше, чем одноразовой. Среди всех хоть сколько-нибудь значимых драматургов постсоветского пространства, дебютировавших в последние 20 лет и активно ставящихся, нельзя, наверное, найти ни одного, вообще не прошедшего через «Любимовку». В разные годы в ней участвовали Николай Коляда, Мария Арбатова, Ксения Драгунская, будущие создатели «Театра.doc» Михаил Угаров и Елена Гремина, Евгений Гришковец, Иван Вырыпаев, братья Пресняковы, Ольга Мухина – и еще несколько десятков авторов пьес, без которых теперь невозможно представить современную драматургию.

То же самое и с актерами, и с режиссерами: сейчас уже сложно поверить, что среди постановщиков на «Любимовке» когда-то был даже никак не ассоциирующийся с новыми театральными тенденциями Марк Розовский. Представляли пьесы и Евгений Каменькович, Кирилл Серебренников (его первая московская работа, «Пластилин» по драме Василия Сигарева, родилась именно благодаря фестивалю), Владимир Епифанцев, Елена Невежина, Владимир Агеев, Марат Гацалов, Владимир Панков. Многие читки впоследствии выливались в спектакли, причем не только в Москве, но и по всей России.

«Любимовка» стала своеобразной театральной биржей: почти каждая пьеса, имевшая на ней успех, может рассчитывать на постановку, а ее автор – на признание.

В истории «Любимовки» были сложные периоды. То сильно разрастался, то растворялся бюджет, менялось место проведения. Покинув усадьбу Станиславского, где показы происходили в том числе на открытом воздухе и в самых неожиданных местах, несколько лет фестиваль скитался по другим подмосковным объектам и разным московским площадкам.

Лишь в 2006 году он обрел новое место постоянной дислокации – с тех пор смотр регулярно проходит в «Театре.doc».

В этот раз в «Любимовке» участвуют 15 пьес, отобранных 11 экспертами, из 439, присланных на конкурс, – и семь внеконкурсных, принадлежащих перу опытных драматургов. Впрочем, деление довольно условно: в число последних попала не так давно дебютировавшая 25-летняя Ярослава Пулинович, чей взлет после триумфа ее пьесы «Наташина мечта», поставленной уже, кажется, по всей России, оказался столь стремительным, что, по меркам фестиваля, мгновенно перевел ее в разряд «мэтров».

Показательно, что ни в основной программе, ни во «взрослой» в этот раз нет вообще ни одной пьесы братьев Дурненковых, Максима Курочкина, Юрия Клавдиева и некоторых других драматургов, открытых «Любимовкой» и на долгие годы ставших ее завсегдатаями.

Авторы, заявившие о себе в конце 90-х и начале 2000-х, во многом сформировавшие образ российской «новой драмы», окончательно перешли из молодого поколения в старшее – и, возможно, вообще уже не нуждаются в читках для демонстрации своих пьес, которые и так неизбежно будут востребованы.

В конкурсной программе «Любимовки» немного известных имен, хотя далеко не все из них – дебютанты. Так, питерская драматург Любовь Стрижак, чью пьесу «Кеды» покажет в читке актер «Театра.doc» Валентин Самохин, уже была на фестивале в прошлом году и участвовала во многих театральных проектах.

Один из самых неожиданных новичков «Любимовки» — саратовский актер Игорь Игнатов, два года назад сыгравший спектакль по циклу собственных рассказов «Рай-центр, или город ангелов», а теперь решивший преобразить его в пьесу.

Главные события фестиваля случатся во второй его половине. 6 сентября читку внеконкурсной пьесы «Своя земля» екатеринбургского драматурга Александра Архипова представит режиссер Юрий Квятковский – создатель безумной хип-хоперы «Копы в огне», одного из главных молодежных хитов последних сезонов. Хотя жанр читки театральных излишеств вроде бы не предполагает (Михаил Угаров даже написал специальную хартию «Любимовки», предостерегающую режиссеров от использования любых эффектов), сомневаться не приходится: безбашенный Квятковский вряд ли выполнит все ее положения.

7 сентября можно будет увидеть две читки в постановке учеников Евгения Каменьковича. Алексей Размахов выбрал пьесу «Тихий шорох уходящих шагов», написанную белорусом Дмитрием Богославским. Прочитанная на прошлой «Любимовке» натуралистичная драма Богославского «Любовь людей» имела большой успех, и сейчас ее премьерой открывает сезон Театр им. Маяковского. Бывший однокурсник Размахова Сергей Аронин покажет пьесу журналистки и балетного критика Юлии Яковлевой «Правила мелодрамы».

8 сентября станет днем Павла Пряжко – самого известного белорусского драматурга, за последние несколько лет успевшего стать почти культовым и породить целую волну подражаний, встретить множество почитателей и ненавистников. Его новую пьесу «Три дня в аду», в которой, как и во многих других драмах Пряжко, ничего не происходит, а герой пребывает в пассивной саморефлексии, продемонстрирует молодой актер и режиссер Антон Пахомов. Еще одно произведение Пряжко будет показано в виде спектакля, хотя и не все согласятся, что это похоже на театр: пьеса «Я свободен» состоит из 533 фотографий и 13 подписей к ним, а постановка питерского режиссера Дмитрия Волкострелова строится единственно на их демонстрации. Принцип режиссерского невмешательства остается в полной неприкосновенности – как пример для других интерпретаторов пьес «Любимовки».

9 сентября, последний день фестиваля, пройдет под знаком политического театра – точнее, так может показаться на первый взгляд, если судить по названиям пьес. Но не стоит им слишком доверяться:

пьеса «Болото» написана драматургом Мариной Крапивиной, автором нашумевшего «Ставангера», уже переведенного на несколько языков, совсем не о митингах, а скорее о том, что их порождает. По словам Крапивиной, «пьеса о том, что насилие и жестокость в России пронизывают всю жизнь и по вертикали, и по горизонтали».

Действие происходит сразу в трех временах, прорастающих друг в друга: Вторая мировая война, момент чернобыльской катастрофы и сегодняшние дни. Заглавие же пьесы украинского режиссера и драматурга Дэна Гуменного «FEMEN`изм» не обманывает: она в самом деле повествует о скандальной группе его соотечественниц; среди действующих лиц можно будет увидеть «гипотетического кагэбиста», «Айрата с НТВ», а также «благодарных зрителей и сетЫвых троллей».

«Любимовка» — фестиваль совершенно непредсказуемый. Перед его началом нельзя посмотреть фотографии со спектаклей или почитать рецензии; можно только познакомиться с пьесами, но они далеко не всегда бывают в открытом доступе. Читка – формат вроде бы простой, но от того, как она пройдет, зависит очень многое. Есть множество примеров, когда неудачное исполнение убивает хорошую пьесу, или когда яркая и тщательно подготовленная читка показывает драму в гораздо лучшем свете, чем она того заслуживает. А особо восприимчивых авторов на обсуждениях «Любимовки» легко могут довести до слез или, напротив, заставить уверовать в собственную гениальность.