Пенсионный советник

Сахалинский рейд

Анонс кинофестиваля «Сахалинский экран»

Владимир Лященко 24.08.2012, 14:13
Кадр из фильма «Скромный прием» иранца Мани Хагиги outnow.ch
Кадр из фильма «Скромный прием» иранца Мани Хагиги

С 24 по 29 августа в Южно-Сахалинске во второй раз пройдет международный кинофестиваль «Сахалинский экран».

Незадолго до официального открытия международного кинофестиваля «Сахалинский экран» реальность вторглась в фестивальные будни самым кинематографичным образом: с утра в отель, где живут гости и члены жюри, пришли судебные приставы с намерением выселить всех обитателей. Воображение сразу дорисовывает картинку по сюжету одного из фильмов конкурсной программы — «Рейда» британо-индонезийца Гарета Эванса, в котором спецназ проникал в жилую многоэтажку, но получал решительный отпор со стороны её обитателей. Впрочем, в Южно-Сахалинске обошлось без боевых действий, а фестиваль откроется в назначенное время.

Заявленная идея «Сахалинского экрана» — свести в конкурсе Восток и Запад.

Условный Запад представляют российские фильмы: победитель «Кинотавра» «Я буду рядом» Павла Руминова, «Конвой» Алексея Мизгирева – эта картина получила на «Кинотавре» призы за лучшую мужскую роль (Азамат Нигманов) и за саундтрек (Александр Маноцков); «Орда» Андрея Прошкина, лауреата режиссерского приза ММКФ и награды за лучшую женскую роль (Роза Хайруллина), и «Последняя сказка Риты» Ренаты Литвиновой. И если про российские фильмы много говорили и писали после их фестивальных премьер, то про конкурсантов из Азии имеет смысл рассказать подробнее.

В конкурсе также участвует французская картина «Детские истории» режиссера индийского происхождения по имени Зигфрид. Это буквально две детские истории — первая про мальчика из Калькутты, который опасается сурового наказания за невыполненное задание и сбегает из школы; вторая про брата с сестрой, у которых тоже все непросто где-то в степях Казахстана. Так что тут только прописка у фильма французская, а начинка с Востока.

Вышеупомянутый «Рейд» выходил в ограниченный российский прокат — этот индонезийский боевик снят валлийцем с оглядкой на корейские достижения в рамках жанра:

здесь довольно быстро переходят от интенсивных перестрелок к лихой рукопашной рубке с использованием подручных колющих, режущих и ударных инструментов.

В «Самурае без меча» японского режиссера Хитоши Мацумото происходит странная трансформация классического сюжета про царевну-несмеяну: бросившему пост самураю придется ответить за дезертирство смертью, если только он не рассмешит сына местного правителя, на это ему отводится месяц.

«Фортепиано на фабрике» китайского режиссерского дуэта Чжана Мэна и Чже Ён Квака — это история про бывшего работника сталелитейного комбината, который растит дочь и играет на аккордеоне. Атмосфера напоминает лучшие фильмы Аки Каурисмяки: китайские работяги поют «Шумел камыш», а когда к главному герою внезапно возвращается давно ушедшая жена и требует развода, выясняется, что единственный шанс не потерять дочь — раздобыть пианино, на которое у бедного аккордеониста нет денег.

Иранец Мани Хагиги известен по комедии абсурда «Мужчины за работой», идею которой ему подкинул один из самых известных иранских кинематографистов Аббас Киаростами:

четверо немолодых друзей увидели на краю пропасти камень фаллической формы, и желание посмотреть на то, как он ухнет вниз, задержало их на целый день.

В сахалинском конкурсе Хагиги участвует со своим новым фильмом «Скромный прием», в котором чудаковатые мужчина (сам режиссер) и женщина (муза еще одного прославленного иранца Асгара Фархади и самая титулованная иранская актриса последнего десятилетия Таране Алидусти) путешествуют по зоне боевых действий на джипе, в колесах которого спрятаны изрядные денежные суммы.

Герои раздают наличность нуждающимся жителям, но это вовсе не история про гуманитарную помощь, а еще одна абсурдистская лента про изощренный цинизм и аморальность.

Судить основной конкурс Сахалинского кинофестиваля будет представительное интернациональное жюри. В него вошли корейский режиссер, сценарист и актер Пак Джун Бум, который получил в прошлом году за «Воспоминания о Мусане» главный приз кинофестиваля в Роттердаме, и японка Хаяси Канако, директор Токийского кинофестиваля FILMeX. Россию представляют киновед Кирилл Разлогов и актриса Ксения Раппопорт.

Председателем жюри стал актер Леонид Ярмольник.

Помимо основного конкурса фестиваль предлагает еще несколько программ. В «Другом кино» покажут фестивальные хиты: «Любовь» Михаэля Ханеке («Золотая пальмовая ветвь» в Канне), «Материк» (спец-приз жюри Венецианского кинофестиваля), «Звери дикого Юга» Бена Зайтлина (призы «Санденса» и Каннского фестиваля), «Цезарь должен умереть» братьев Паоло и Витторио Тавиани («Золотой медведь» за победу в Берлине) и «4:44. Последний день на Земле» Абеля Феррары.

Программу «Люди с биографией» составили три документальных фильма о художниках со сложной творческой биографией, неотделимой от личной судьбы: «Ай Вэйвэй: никогда не извиняйся» Элисон Кляйман, «Марина Абрамович: В присутствии художника» Мэттью Эйкерса и «Завтра» Андрея Грязева про арт-группу «Война».

Также будут крутить японскую («Миядзаки и другие»), корейскую и российскую мультипликацию, а фильмом закрытия станет «Харакири» Такаси Миикэ — 3D ремейк классической самурайской трагедии Масаки Кобаяси про честь и месть.