Пенсионный советник

Судьба сериала

На русском выходит продолжение «Автостопом по галактике» Йона Кофера

Лиза Биргер 02.08.2012, 10:20
Издательство Астрель

Выходит русский перевод продолжения культового романа «Автостопом по галактике», сочиненного автором детских детективов об Артемиусе Фауле Йоном Колфером с позволения вдовы Дугласа Адамса и непонятно для кого.

Дугласа Адамса никак нельзя обвинить в том, что он не завершил «Автостопом по галактике». Он старался, как мог: растянул трилогию на пять книг и в финале стер Землю со всеми ее обитателями во всех возможных измерениях – чем не точка? Последняя книга «В основном безвредна» вышла в 1992 году, умер автор в 2001-м, и, в общем, совсем нельзя сказать, что его оборвали на полуслове. Но согласно легенде, незадолго до смерти Адамс говорил, что ему хотелось бы, чтобы история закончилась на какой-нибудь более веселой ноте, и даже подумывал о шестом томе.

Этого оказалось достаточно для писателя Йона Колфера, автора бесконечной серии романов о волшебном вундеркинде Артемиусе Фауле, чтобы сочинить продолжение, которого никто не ждал.

«А вот еще...» вышла в Англии в 2009 году, и хочется верить, что издатели хоть немного подумали, прежде чем переводить её на русский язык. То есть для более чем обширного фэндома Адамса гораздо большим подарком оказался бы перевод «Don't Panic!», путеводителя по «Путеводителю», сочиненного достойным продолжателем дела Адамса Нилом Гейманом. В пользу Колфера говорила разве что его официальность. Он был торжественно выбран «наследниками» в виде вдовы писателя Джейн Белсон, всесторонне рекламно поддержан издательством Penguin и выпустил свой роман к тридцатилетнему юбилею первой книги.

Это не первая операция «преемник» в английской литературе. Известен, например, случай, как в 1873 году дух Чарльза Диккенса надиктовал Томасу Джеймсу второй том «Тайны Эдвина Друда».

А всего за пару лет до Колфера наследники Яна Флеминга устроили целый аттракцион с поисками достойного продолжателя бондианы и чрезвычайно удачно нашли Себастьяна Фолкса.

Роман «Дьявол не любит ждать» торжественно вышел 28 мая 2008 года, в день столетия Яна Флеминга, и хотя пародийно состоит из перечислений марок часов героя и лошадиных сил его автомобилей, на самом деле ничем не хуже оригинала. Фолксу было просто — Флеминг, при всем уважении, был не такой уж и хороший писатель. А вот Дуглас Адамс писатель был блестящий. Благословения вдовы — да хоть и не веривший в загробную жизнь Адамс явился бы с того света, чтобы крестить Колфера в преемники — явно недостаточно, чтобы превратить писателя детских фантастических детективов в автора романов об устройстве жизни, вселенной и всего такого.

И ведь нельзя сказать, что Колфер относится к Адамсу без должного почтения. Он его, что называется, всесторонне изучил.

Тут вам и вавилонские рыбки, и вогоны с их бумажной волокитой. И неуравновешенный бог Тор, и синие замшевые ботинки Форда, и разнообразные веселые психотропные вещества, как например «Пипец дракончику», по сравнению с которым «Пангалатический грызлодер» покажется жидкой водичкой. На самом деле, примет адамсовской вселенной тут так много, что они заметно тормозят действие. «А вот еще...» начинается там, где «В основном безвредна» заканчивается: Триллиан, Рэндом, Форд и Артур в ожидании того, как их, вместе со всей планетой Земля, уничтожит зеленый луч. Для спасения героям требуется совершить межгалактический прыжок: и вот ты уже на сотой странице, а они все еще там и луч смерти подбирается все ближе, ближе, ближе. И автор все надоедает читателю своей болтовней — а вот еще про вогонов шутка, а вот еще про реалити-шоу в системе Тас-Сириуса «Последний бегемот», а вот еще был случай, а вот еще…

Но и в столь тщательно воссозданных интерьерах мир Адамса все равно оживать отказывается.

Герои здесь превращаются в то, чем могли бы быть в оригинальных книгах, но так и не стали: Триллиан — расфуфыренная карьеристка, Артур — тоскливый зануда, Форд с Зафодом — пара напыщенных обдолбанных идиотов. Заново склеенная галактика не работает, потому что Колфер, тщательно копируя приемчики Адамса, даже не старается придать своему рассказу что-то человеческое. Ведь «Автостопом по галактике» очень земная книга. Она о том, что Элвис жив, а менеджеры среднего звена пострашнее любых космических лучей. Она – бери выше – об одиночестве во Вселенной, о герое в поисках Дома, о разнообразии мира и хрупкой уязвимости человека как вида. Колфер же начинает с того, что без всяких сожалений стирает Землю в порошок, и дальше наслаждается придумыванием все новых и новых забавных деталей, странных инопланетян и веселых случаев. Ему явно кажется, что это смешно, и он очень старается быть смешным.

Но почему-то ни одна шутка Колфера не способна вызвать улыбки.

Может потому, что, затеяв спасение героев, он на самом деле превращает их в деревянных болванчиков, тем самым безжалостно убивая.

«Нам не требуется спасать мир — мир уже довольно взрослый и прекрасно позаботится о себе сам, — говорил Адамс в последнем своем выступлении перед смертью. — Вопрос в том, способен ли мир, в котором мы живем, и дальше терпеть наше в нем присутствие. Вот об этом и стоило бы задуматься». Еще в прошлом веке фантазии о других мирах были способом поговорить с читателем о мире нашем. Ведь Финальное Послание Бога его творениям звучит как «Простите нас за беспокойство», и тут действительно достаточно поводов для тревоги. Колфер же либо не решается на этот уровень морализаторства, либо просто не способен на него, что в любом случае делает чтение его книги занятием довольно бессмысленным.

Йон Колфер
«А вот еще... Автостопом по Галактике»
М.: АСТ, 2012