Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

До и после рассвета

В Москве выступила группа Cardigans

Алексей Володин 12.07.2012, 16:55
__is_photorep_included4678793: 1

В Москве прошел концерт шведской группы Cardigans — некогда знаменитых героев поп-рока 90-х, впервые за шесть лет отправившихся в мировой тур с программой 12-летней давности.

У Cardigans только на первый взгляд стандартная для «групп из 90-х» судьба. Начали они с жизнерадостных поп-рок-песен и локальной известности в рамках родной Швеции, въехали в большую славу благодаря саундтреку (песня «Lovefool» в фильме «Ромео+Джульетта» База Лурмана, ставшая их самым известным хитом). Ненадолго задержались в небожителях, но быстро погрузились в думы о собственном месте, предназначении и, не найдя ответа на кризисные вопросы, стали делать большие паузы между альбомами. Жизнерадостность при этом, понятно, стремительно улетучивалась: от пластинки к пластинке песни становились все грустнее и депрессивнее. Результат — на афише их московского концерта красовалась надпись «Первый сольный концерт за шесть лет»: зазывной трюк и одновременно свидетельство, что группа чувствует себя не очень хорошо. Тем более если учесть, что нынешний тур хоть и составлен из лучших вещей группы, но формально посвящен пластинке «Gran Tourismo» 1999 года.

Забавно, но именно эта какая-никакая биография и стала основой драматургии их московского концерта.

Драматургии, кстати, никто не ждал: ностальгическая команда должна была приехать и сыграть для взрослых мальчиков и девочек свою музыку тех времен, когда и те и другие были невзрослыми. Спасибо и на том, что программу составили из лучшего, а не укоренили ее на последнем, совсем невидном альбоме «Super Extra Gravity». Начав с медленной, депрессивной, переваливающейся «Paralyzed», Cardigans добрую треть концерта так и двигались вдоль своего самого печального альбома «Gran Tourismo». И все это время как будто чувствовали себя неловко: вокалистка Нина Перссон в черном плаще и странноватой диадеме напоминала принцессу Несмеяну — мило, но неуклюже жестикулировала. Было полное ощущение, что группа отчаянно пытается вспомнить то состояние 12-летней давности, в котором сочиняла эти песни, и старается вновь примерить его на себя, — а оно местами жмет, а местами висит.

В общем, продолжай группа выступать именно так — имела бы хорошие шансы провалиться,

если бы не московская публика, которая, собравшись немалым числом, вдруг устроила шведам теплейший прием — пела хором, хлопала и кричала, дарила цветы. Сменив черный плащ на яркую накидку и венок с цветами, несмеяна Перссон как будто оттаяла, стала больше общаться с москвичами, произнося больше русских слов. Группа вдруг — этого не было в изначальном плане концерта — исполнила на шведском и английском «Подмосковные вечера» (!). Зазвучала милая вещь «For What is Worth» с альбома с символичным названием «Long Gone Before Daylight» (его можно перевести как «Всякое случилось, пока не настал рассвет»), на которой солистка взяла в руки губную гармонику, а затем та самая «Lovefool» — с феерической концовкой, в которой у Перссон обнаружилась прямо-таки джоплиновская хрипотца. «Веселую» половину концерта как раз и составили песни с рассветного альбома — и в этом образе и группе, и публике существовать оказалось существенно легче. Конечно, этот переход был спланирован заранее, но вышло так, что он был, как говорят актеры, «сценически оправдан»: аудитория как будто отогрела стеснительных шведов, и прощальные комплименты выглядели совершенно искренними.

Впрочем, была в этом заслуга и тех, о ком в любом репортаже с концерта просто не говорят. Это разогревавшая шведов екатеринбургская команда «Обе две», одна из лучших нынешних молодых российских групп.

Редкий случай: их двадцатиминутный сет ни разу не прерывался нетерпеливыми криками (а такое частенько бывает), а даже наоборот, принес им овации — вполне заслуженные, надо признать. Из довольно редкой нынешней новой поросли у их гитарного рока — вполне узнаваемый «уральский» звук, в своей легкой пасмурности созвучный настроению альбома «Gran Tourismo». Им явно было что спеть — солистка Катя Павлова покидала сцену с откровенным сожалением. Что ж, быть может, скоро они будут стоять на сцене самого большого московского клуба уже в качестве главных героев вечера.