Пенсионный советник

Собрались с «Духless»

34-й ММКФ откроется фильмом по роману Сергея Минаева

Владимир Лященко 21.06.2012, 13:54
__is_photorep_included4636481: 1

21 июня показом фильма «Духless» Романа Прыгунова открывается 34-й Московский международный кинофестиваль. В конкурсе - Иштван Сабо, Рената Литвинова и Андрей Прошкин, во внеконкурсных программах — Каракс, Лоуч, Мунджиу, и лучшее немецкое и американское кино за сто лет.

По предварительным раскладам, 34-й Московский международный кинофестиваль мало чем отличается от 33-го. На 17 фильмов в основной конкурсной программе приходится всего три известных имени, из которых два — русские режиссеры Рената Литвинова и Андрей Прошкин, а одно принадлежит почтенному венгерскому классику Иштвану Сабо. Представительный набор кинолент из программ главных европейских фестивалей во внеконкурсной программе «8 ½ фильмов».

Интересные находки в других программах и робкая надежда на то, что и в конкурсе может случиться новый Явор Гырдев.

Его невероятной красоты «Дзифт» получил в 2008 году «Серебряного Георгия» за режиссуру, а в этом году болгарский кинематографист оказался в жюри основного конкурса с другими участниками прошлых лет: россиянином Сергеем Лобаном и французом Жаном-Марком Барром. Возглавляет жюри бразилец Эктор Бабенко, получить представление о котором можно по ретроспективе его фильмов на фестивале. Две другие ретроспективы в этом году будут посвящены творчеству классика Эрнста Любича и малоизвестного у нас гонконгского режиссера Юньфаня.

Не изменилась и главная площадка фестиваля — кинотеатр «Октябрь». Все фестивали, у которых нет дворцов, мечтают о них. Мечтают о фестивальном дворце в Сочи организаторы «Кинотавра», мечтает о фестивальном дворце в Москве бессменный президент ММКФ Никита Сергеевич Михалков. Временным дворцом последнему служит «Октябрь», куда в этом году из «Пушкинского» перенесли и церемонии открытия и закрытия.

Но это не родной дом — к тому же в отсутствие парадной лестницы «Пушкинского» красную ковровую дорожку постелят вдоль фасада кинотеатра на Новом Арбате, и гости проследуют по ней примерно от паба и хинкальной в не самое вместительное и удобное фойе.

Все это чисто технические заботы фестиваля, но и они складываются в общую картину. Билеты с указанными на них местами и зрители, которых не только запускают в зал через 30 минут после начала фильма, но которые с этими билетами в руках пробираются в самый центр, чтобы поднять уже сидящих там. Киномеханики, забывающие поправлять сбивающиеся рамки. Киноаппараты, подъедающие пленку.

Но каким бы ни было значение фестиваля в международном контексте и качество его организации, в большом количестве программ набирается вполне приличное для девяти дней количество фильмов, которые следует посмотреть на большом экране.

Уже помянутой программы «8 ½ фильмов» хватит на восемь вечеров, один из которых, правда, совпадает с выходом картины в прокат: «Королевство полной луны» Уэса Андерсона с 21 июня можно увидеть не только на фестивале.

Зато в каннском багаже имеются «Holy Motors» француза Леоса Каракса про метафизическое путешествие в лимузине, «Рай. Любовь» австрийца Ульриха Зайдля про европейских секс-туристок в Кении, «Доля ангелов» англичанина Кена Лоуча про шотландского гопника и виски. Плюс «За холмами» румына Кристиана Мунджиу: на получившую в Канне призы за сценарий и лучшую женскую роль ленту про изгнание бесов из лесбиянки в последний момент заменили фильм Мишеля Гондри. Плюс «Снежный город» Джастина Курцеля про суровые нравы австралийских борцов с извращенностью — фильм из программы «Неделя критики» того же Каннского кинофестиваля.

Разбавляет влияние Лазурного Берега документальная картина Мэтью Эйкерса «Марина Абрамович: В присутствии художника»

про одну из самых важных фигур в современном искусстве (приз зрительских симпатий в Берлине) и «Замочная скважина» Гая Мэддина: очередная фантасмагория визионера из Виннипега про то, как человек по имени Улисс бродит по дому в поисках жены.

Смотреть на большом экране программу «Немецкое кино. От десятилетия к десятилетию», в которой представленная история отдельно взятой национальной кинематографии за 100 лет, такой же беспроигрышный вариант. Год 1919-й: шедевр немецкого экспрессионизма «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине. Год 1931-й: триллер Фрица Ланга про поиски детоубийцы «М». Год 1940-й: «Еврей Зюсс» Файта Харлана — один из любимых фильмов Йозефа Геббельса. Год 1958-й: «Мы — дети чуда» Курта Хоффмана про две судьбы в нацистской Германии. Год 1964-й: «Расколотое небо» Конрада Вольфа — восточно-германское кино в духе французской «новой волны» про любовь и разделение страны.

Год 1977-й: альманах «Германия осенью», в котором участвовали Фассбиндер, Шлёндорф и другие, про два месяца активности террористов из RAF. Год 1983-й: «Классовые отношения» Жана-Мари Штрауба и Даниэля Юйе по незавершенной «Америке» Франца Кафки. Год 1998-й: «Быстро и без боли» Фатиха Акина про интернациональную бандитскую бригаду в Гамбурге. Год 2007-й: «После полудня» Ангелы Шанелек — чеховская «Чайка» в современной Германии. И послесловием — документальный фильм о том, как один из фильмов программы, изменил не только жизнь режиссера, но и его потомков «Харлан: В тени «Еврея Зюсса».

Компания Universal Pictures покажет несколько своих хитов и ранних фильмов творцов «Нового Голливуда», в том числе «Разорванный занавес» Альфреда Хичкока, «Спартака» Стэнли Кубрика, «Американские граффити» Джорджа Лукаса, «Шугарлендский экспресс» Стивена Спилберга и «Последний фильм» Денниса Хоппера, после которого беспечного ездока не подпускали к режиссуре лет десять.

По другим программам разбросаны разновеликие радости. В «Третьих измерениях» покажут «Харакири: Смерть самурая» Такаси Миикэ — 3D-ремейк классического фильма Масаки Кобаяси — и несколько советских стереоскопических (то есть то же 3D) кинолент. Например, снятую в 1954-м Сергеем Сиделевым экранизацию оперы Сергея Рахманинова «Алеко» и видовой фильм-прогулку по Парку Горького начала 1950-х «В аллеях парка».

В программе «Вокруг света» покажут пронзительную японскую историю любви на фоне землетрясения «Химидзу» Сиона Соно, египетскую драму о решительной женщине на фоне волнений Арабской весны «После битвы» Юсри Насраллы и драму о менее решительной женщине на фоне 1980-х в ГДР «Барбара» Кристиана Петцольда. В программу «Хорошие, плохие, злые» попал фильм «Четыре солнца» чешского режиссера Богдана Сломы про то, как марихуана, духовные поиски и общение с панками влияют на семью аутсайдеров.

Одной из Гала-премьер фестиваля станет «Железное небо» Тимо Вуоренсолы — снятый на собранные в интернете финский фильм про то, как нацисты спрятались на Луне, а теперь готовят вторжение на Землю.

Взгляд на ММКФ, как на ворох фильмов вокруг одной из внеконкурсных программ и ретроспектив, наверное, может показаться не самым лицеприятным, но если рекомендовать что-то к просмотру тем, кто не был в Канне и на других европейских киносмотрах в этом и прошлом годах, то это именно эти картины.