Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Фестиваль с открытым финалом

Объявлена программа 34-го ММКФ

Алексей Крижевский 31.05.2012, 20:12
Режиссер Сергей Лобан вошел в состав жюри основного конкурса ММКФ Юрий Мартьянов/Коммерсантъ
Режиссер Сергей Лобан вошел в состав жюри основного конкурса ММКФ

Московский международной кинофестиваль объявил свою программу и предварительный состав жюри. Продюсерский дебют Земфиры и новую картину венгерского классика Иштвана Сабо будут судить Эктор Бабенко и Сергей Лобан, в специальных программах покажут «Птиц» Хичкока и новые документальные фильмы Мартина Скорсезе и Вернера Херцога.

Несколько позиций как в конкурсе, так и в программе фестиваля в целом до сих пор остаются незакрытыми – свое представление 34-го ММКФ Петр Шепотинник начал с оговорки о возможных сюрпризах. Так, до сих пор не обнародовано, какой фильм будет закрывать смотр: по словам программного директора феста Кирилла Разлогова, «это зависит от одной прославленной актрисы, которая должна получить приз им. Станиславского «Верю» (престижная награда, вручаемая за заслуги в кинематографе). На данный момент, по словам Петра Шепотинника, окончательной договоренности не достигнуто.

Зато для фильма-открытия его организаторы не жалели хороших слов. Роман Сергея Минаева о московском клерке, переживающем кризис среднего возраста на фоне тотальной бездуховности российских нулевых, в свое время вызвал, мягко говоря, противоречивые отзывы. «Я совсем не поклонник романа, — поделился программный директор, — но фильм гораздо занимательнее и динамичнее своего литературного первоисточника». Петр Шепотинник назвал картину «свежей». До нынешней картины режиссер Роман Прыгунов снял триллеры «Одиночество крови» и «Индиго».

Конкурс

На награды основного конкурса претендуют 15 картин.

Самое известное имя в этом состязании – венгерский классик Иштван Сабо с фильмом «Дверь», снятой по роману Магды Сабо истории из жизни прокоммунистической Венгрии 1960-х. В более современное, но не менее травматичное прошлое отправляется Вальдемар Кшистек со своими «80 миллионами», рассказывающими о финансовых приключениях борцов за независимость Польши в годы военного положения. Прошлая картина режиссера тоже участвовала в ММКФ два года назад: тогда Кшистек претендовал на награду с «Малой Москвой», снятой почти целиком по-русски историей любви русской офицерской жены и польского офицера на фоне стен советского гарнизона в силезской Легнице.

По второму разу пытает счастья и хорват Брако Шмидт: два года назад на ММКФ показывали его «Метафорфозы». В этот раз он привез картину под названием «Людоед-вегетарианец» — о криминальном гинекологе.

Другой берег Адриатики – итальянский — в конкурсе представит картина «Присутствие великолепия» турка Ферзана Озпетека, рассказывающая о приключениях турецкого иммигранта, приехавшего искать кусок хлеба в Рим; приключения здесь совсем не того толка, о каком можно подумать на первый взгляд. Видимо, кино в какой-то степени автобиографичное, ведь и сам Озпетек в свое время переехал в Рим в качестве корреспондента турецкой газеты. Итальянское посольство в конкурсе поддержит и остроактуальный для обеих стран фильм Стефано Солимы, под названием «Все копы — ублюдки» — о жизни трех бойцов спецподразделения полиции, аналогичного российскому ОМОНу. Испанец Фернандо Кортисо будет бороться за «Золотого Георгия» с мистико-криминальным триллером «Апостол», мексиканка Кения Маркес – с криминальной же драмой «Срок годности».

Финляндию представит Аку Лоухимиес с фильмом «Голая бухта», рассказывающем о десятке героев в маниакальных поисках внимания к себе; соседей с Балтики и Запада – фильм Пеэтера Симма «Одинокий остров» — о людях, запутавшихся в отношениях и треугольниках. Финская картина производилась при участии российского мейджора СТВ, фильм эстонского режиссера – в копродукции с кинематографистами из Белоруссии и Латвии. Латвия поучаствовала и в копродукции по картине конкурсанта Евгения Пашкевича: он представит состоящий из трех новелл «Гольфстрим под Айсбергом». Будут представлены картины из Ирана, Китая, Великобритании.

Довольно серьезным будет и российское представительство в конкурсе: в этом году наша страна представлена в нем четырьмя фильмами.

Наибольший ажиотаж, видимо, вызовет «Последняя сказка Риты» Ренаты Литвиновой: киноповесть о трех героинях в поисках любви станет продюсерским дебютом Земфиры Рамазановой. Режиссер Андрей Прошкин представит исторический фильм «Орда» по сценарию Юрия Арабова (интересно, что два года назад в конкурсе ММКФ свою картину «Чудо» по сценарию Арабова представлял отец режиссера, знаменитый кинопостановщик Александр Прошкин).

Судить основной конкурс будет жюри, куда входит бразильский режиссер Эктор Бабенко, продюсер Андриана Кьеза ди Пальма и Сергей Лобан – автор «Шапито-шоу», самой громкой фестивальной премьеры прошлогоднего ММКФ.

Не менее сильным обещает быть и параллельный конкурс «Перспективы», собирающий нестандартное и молодое кино. Так, одним из главных претендентов на победу в нем является трехчастный альманах «Четвертое измерение», снятый одной из главных фигур российского авторского кино — Алексеем Федорченко («Первые на Луне», «Овсянки»), мэтром американского независимого кино Хармони Корином («Гуммо») и молодым поляком Яном Квесиньским. Известно, что в новелле Корина вопрос о существовании четвертого измерения исследует Вэл Килмер. Петр Шепотинник также выделил «Бибоп» нидерландца Тайса Глоггера, уже приезжавшего на ММКФ с фильмом «Голландия». Кроме него эта страна будет представлена картиной «170 Гц» Йоста ван Гинкеля. Также в «Перспективах» картины из Турции, Британии, Китая, Армении.

Ретроспективы и спецпрограммы

Славящийся своими специальными программами (которые подчас вызывают больший ажиотаж, чем конкурсные фильмы), ММКФ и в этом году держит марку. Так, одной из самых хитовых обещает стать ретроспектива «Золотой век Universal», приуроченная к столетию этого голливудского киномейджора.

Окончательный список еще формируется, однако точно известно, что будут показаны «Птицы» Альфреда Хичкока, а также «Иисус Христос — суперзвезда» Нормана Джуисона.

Отдельной ретроспективы «Магия Любича» удостоится «голливудский немец» Эрнст Любич. Кроме того, в программе «Немецкое кино. От десятилетия к десятилетию» можно будет увидеть фильмы режиссеров Германии, описывающие каждую эпоху в жизни этой страны от 1930-х до наших дней: их на свой вкус отбирали российские киноведы и кинокритики.

«Звездные» программы «Гала-премьеры» и «Восемь с половиной фильмов», обычно собирающие все лучшее с мировых кинофестивалей, на данный момент находятся в стадии формирования. На данный момент известно только, что «8 1\2» откроются фильмом «Королевство полной Луны» американца Уэса Андерсона – этой картиной начал свою работу Каннский кинофестиваль-2012.

Традиционно сильной обещает быть и документальная программа «Свободная мысль», популярность которой год от года только возрастает. По словам ее куратора Григория Либергала, в этом году ее гостями помимо прочих станут Мартин Скорсезе с фильмом «Джордж Харрисон. Жизнь в материальном мире» и Вернер Херцог, который должен привезти в Москву одну из трех своих неигровых картин, законченных в прошлом году. Также в рамках ММКФ должна пройти российская премьера фильма «Железное небо» — сатирического рассказа об обитающих на темной стороне Луны нацистах.

Кроме того, в рамках ММКФ пройдет конкурс документального кино.

Московский кинофестиваль начнет свою работу 21 июня – церемония его открытия, прежде традиционно проходившее в кинотеатре «Пушкинский», в этом году будет проходить в кинотеатре «Октябрь». Там же будут проходить и основные показы конкурсных и гала-программ. Программа российских фильмов будет представлена в Доме кино на Васильевской. Кроме того, отдельные показы будут проходить в вечернее и ночное время в летнем кинотеатре «Пионер» в Парке Горького.