Пенсионный советник

Победила молодость

«Бурановские бабушки» заняли второе место в конкурсе «Евровидение-2012»

Игорь Карев, Алексей Крижевский 27.05.2012, 03:59
Шведская певица Лорин победила в финале «Евровидения-2012» reuters
Шведская певица Лорин победила в финале «Евровидения-2012»

В конкурсе «Евровидение» победила шведская певица Лорин с песней «Euphoria». «Бурановские бабушки», российский фолк-коллектив из Удмуртии, заняли второе место.

Основной интригой финала музыкального конкурса «Евровидение-2012», который проходил в Баку, стало состязание молодости и опыта. За опыт отвечали 76-летний британский певец Энгельберт Хампердинк и наши «Бурановские бабушки» (самой молодой из которых 54 года), ну а все остальные выступающие годились им во внуки и потому были вынуждены проявлять молодой задор.

«Бурановские бабушки» стали вторыми/Reuters
«Бурановские бабушки» стали вторыми/Reuters

Победила молодость — в полном соответствии с заветами Ильфа и Петрова.

Право провести финал «Евровидения» в следующем году завоевала для своей страны шведская певица Лорин, победу которой прочили с самого объявления участников: она набрала с песней «Euphoria» 372 балла и более чем на сотню баллов опередила ближайшего соперника — представительниц России «Бурановских бабушек», которые заняли почетное второе место с 259 баллами.

Легендарному англичанину пришлось уехать из Баку с весьма невпечатляющим результатом, а его место занял работающий в той же стилистике молодой представительный серб Желько Йоксимович, который обеспечил своей стране третье место, заработав 214 баллов.

Голосование на «Евровидении» и так является общим местом, поминаемым ежегодно, так что просто отметим — в этом году всё так и было: страны бывшей Югославии щедро раздавали баллы друг другу, Азербайджан привычно голосовал за Турцию, а Турция — за Азербайджан. Хозяев, кстати, активно баловали — их Сабина Бабаева в итоге оказалась четвертой, набрав 149 баллов.

Впрочем, общий уровень конкурсантов в этом году был не самым худшим за последние годы —

по крайней мере, конкурс не производил того тоскливого впечатления, какое оставалось от него еще лет пять-шесть назад.

Среди запоминающихся эпизодов финала были выступления голосистой Роны Нишлиу из Албании с песней «Suus», ее коллеги Калиопи из соседней Македонии с песней «Црно и бело», выход итальянской певицы Нины Дзилли с номером «L'amore è femmina (Out of Love)» в духе Эми Уайнхаус, испанской Пасторы Солер с песней «Quédate Conmigo». Там, где не хватало вокальных данных, солисты использовали свои драматические способности, так что в итоге у победительницы Лорин было несколько серьезных конкурентов.

Однако у шведской певицы и с вокалом оказалось всё в порядке, и с драматизмом: думается, букмекеры отдавали ей первое место не по вере в силу фарта, а впечатлившись ее исполнительским мастерством. Победившая композиция «Euphoria», отдаленно напоминавшая лучшие вещи Шер, оказалась достаточно космополитичной, чтобы быть воспринятой зрителями из самых разных европейских стран. А любовь певицы к таким фигурам, как Бьорк, Эниа и солистка мистического состава Dead Can Dance Лиза Джеррард, обеспечила исполнению достаточный уровень экзотики.

Потомок берберов и марокканцев Лорин (полное имя — Лорен Зинеб Нока Тальхауи), можно сказать, появилась из ниоткуда (впрочем, так можно описать большинство конкурсантов «Евровидения», которые чаще всего малоизвестны за пределами тех стран, которые представляют). Восемь лет назад она поучаствовала в шведском музыкальном конкурсе «Идол», где даже не победила, появилась на ежегодном конкурсном альбоме и с тех пор выпустила лишь три сингла, которые даже занимали какие-то не очень высокие места в чартах родной Швеции.

Победа на национальном отборе привела к взрывному росту её популярности — сингл «Euphoria» уже добрался до первых мест в рейтингах Швеции и Финляндии, популярен он и в Эстонии с Норвегией, ну а Лорин готовится к выпуску своего первого альбома.

В Баку Лорин, кстати, была совсем не паинькой. Так, например, сознательная шведка, она во время своего нынешнего визита встречалась с азербайджанскими активистами-правозащитниками, и это оказалось для властей страны-хозяйки настолько неприятным сюрпризом, что они обратились к представителям Европейского вещательного союза с требованием прекратить эти встречи (по их словам, конкурс представляет собой исключительно музыкальное мероприятие и должен быть огражден от какого-либо политического подтекста). В ответ они получили заверения, что Лорин не намерена хоть как-то нарушать правила «Евровидения».

Выступление же россиянок, еще на стадии национального отборочного тура завоевавших симпатии телезрителей, было на конкурсе едва ли не самым необычным, ведь отчетливо фолковых номеров на «Евровидении» обычно не увидишь. Развеселая песенка Виктора Дробыша «Party For Everybody» с текстом на удмуртском и припевом на английском весьма выразительно контрастировала почти со всеми другими номерами, среди которых преобладали либо чувственные баллады, либо лихие танцы.

Интересно, что для певиц из удмуртского села Бураново это была уже вторая попытка прорваться на «Евровидение»: два года назад они не смогли справиться с музыкальным коллективом Петра Налича, который в результате и поехал представлять Россию в Осло; он там не провалился, но и фурора особого не произвел. Бог знает, как бы выступили «Бурановские бабушки», доведись им выиграть отбор двухгодичной давности, но отсрочка оказалась явно на пользу.

«Бабушек», кстати, с родины мотивировали на победу изо всех сил. За день до финала глава Удмуртии присвоил им звание народных артистов республики, а также, приехав в их родное село, пообещал, что там через какое-то время всё поменяется —

появится хорошая дорога, освещение, а клуб, в котором они выступают, будет серьезно отремонтирован; началось строительство храма, сбор средств на который был одной из целей, которые ставили для себя бабушки в случае победы.

Ну, то есть бабушкам будет куда вернуться из Баку. Впрочем, в Удмуртии фолк-группу любят и так: в Ижевске для наблюдения за финалом установили большие экраны, на которых горожане могли наблюдать за перипетиями борьбы в прямом эфире; за порядком на этом празднике следили 200 полицейских. В самом Буранове односельчане певиц болели в пока не отремонтированном клубе.

Однако при всем том в успехе, которым для «Бурановских бабушек» стало и почетное второе место, и само участие в «Евровидении», есть небольшая горечь.

Да, Россия никогда еще не была настолько смелой, чтобы послать на это неизменно странное песенное состязание настолько нестандартный коллектив. Но «Бурановские бабушки» — это коллективная российская Сезария Эвора, популяризаторы фолк-культуры маленького народа многонациональной Российской Федерации.

До того как прославиться, они без отрыва от сельского быта занимались исполнением корневого удмуртского фолка, а ижевские энтузиасты звукозаписи их издавали для сотен фанатов-ценителей. Правда, Эвора и на миллионную аудиторию пела оригинальные «морны», а бабушкам для большой славы пришлось заняться переводами на удмуртский и перепевками Виктора Цоя и The Beatles, в которых экзотический язык служит скорее для прикола, чем для пропаганды своей родовой культуры. Да и нынешнюю немудрящую песню для них написал автор множества репертуарных позиций для множества одинаковых российских поп-звезд. Собственно, и это странное сочетание удмуртских фолк-бабушек с ремесленным песенником Дробышем тоже оказалось своего рода приколом.

Ведь сложно себе представить «Party for Everybody» в исполнении кого-либо еще, кроме изумительных ББ, от одного вида которых зритель делается настолько растроган, что уже не придает значения тому, что именно они поют.

Да и само «Евровидение» — очень забавно устроенный конкурс. К началу финала уже известны почти все номера финалистов, чья основная задача — еще разок выйти на сцену да спеть под «минусовую» фонограмму песню, с которой они, можно сказать, породнились, поскольку именно с этими композициями певцы, певицы и целые группы побеждали на двухмесячной давности национальных отборах (если он предусмотрен, конечно) и выступали на введенных несколько лет назад полуфинальных концертах. Исключений всего шесть: страна-хозяйка и одновременно родина прошлогодних победителей, а также «большая пятерка» — Испания, Италия, Франция, Германия и Великобритания, которым за заслуги в деле организации данного мероприятия гарантировано место в финале; но и их номера уже давно выложены на сайте конкурса, и все желающие могли при желании с ними ознакомиться. Могут произойти какие-то внешние события — два года назад на сцену к испанцу вылез один из зрителей, и певцу разрешили выступить еще раз, что было, положа руку на сердце, совсем не обязательно. Непредсказуемым остается только голосование — да и то, как показывает нынешний финал, не всегда: угадали же букмекеры и победу шведской певицы, и второе место «Бурановских бабушек»?

Даты проведения конкурса «Евровидение» в 2013 году стали известны в самый разгар полуфиналов — с 14 по 18 мая, ну а местом его проведения, как теперь уже ясно, будет Стокгольм.