Пенсионный советник

Цех Белого

Вышел в свет «Blunderbass» — дебютный альбом Джека Уайта из The White Stripes

Матвей Коровин 25.04.2012, 13:22
Джэк Уайт выпустил сольный диск Reuters
Джэк Уайт выпустил сольный диск

Вышел в свет «Blunderbass» — дебютный альбом Джека Уайта, экс-фронтмена американской группы The White Stripes. Пластинка имела все шансы провалиться, однако стала одной из самых интересных записей последнего времени.

Перед выходом своего дебютного сольного альбома музыкант Джек Уайт пускался во все тяжкие – записывался с продюсером Денжер Маусом и Jay Z, запускал в небо собственный сингл «Freedom at 21» и разве что на голове не стоял.

Все это наводило на нехорошие подозрения и тревожные ожидания. Обычно такая невротическая активность перед выходом сольной пластинки бывает свойственна суперзвездным лидерам суперзвездных групп, с неотвратимым ужасом ожидающим провала – и, естественно, его получающим: кто чего опасается, то с ним и случается. При этом стоит учесть, что главный проект Джека Уайта, White Stripes, прекратил свое существование на пике популярности – как раз тогда, когда рецензенты стали называть группу новым Led Zeppelin уже безо всякой скрытой иронии. А все проекты, к которым он имел отношение, мгновенно становились притчей во языцех – будь то The Raconteunrs или The Dead Weather — и взлетали в чартах с места в карьер и сразу на высокие места.

Обложка альбома «Blunderbass»
Обложка альбома «Blunderbass»

Два сингла, предварявшие выход сольного альбома Уайта, как будто специально запутывали следы:

в песне «Sixteen Salties» он кричал выпью под жужжащие гитары, словно не накричался за все время жизни White Stripes, а во вступлении к спокойнейшему, блюзово-соуловому номеру «Love Interruption» едва ли не цитировал знаменитую «The Preacher Man».

В общем, урожденный Джон Энтони Гиллис имел прекрасный вид на провал. Или шанс на успех.

Для того чтобы понять, что именно Джек Уайт обнародует под собственным именем, нужно знать, что родился он в страшноватом северном Детройте, с его машинами, хип-хопом и специфической черной культурой, а постоянно проживает в Нэшвилле – столице фолка, кантри и важнейшей точке на карте США, где сходятся в один водоворот сразу несколько потоков музыкальной культуры Юга.

В случае с Уайтом есть подозрение, что Север и Юг сходятся как раз в его голове: граничащий с хип-хоповой читкой соул подкрепляется жужжащими гитарами, похожий на препарированные спиричуэлс медленный блюз сменяются быстрыми прыгучими ритм-энд-блюзовыми вещами.

Баллады, вальсы; в голове с каждой новой песней возникают все новые отсылки – вот кажется, что Уайт решил, что он молодой Маккартни, а вот он — Фредди Меркьюри или даже Роберт Плант. 13 песен напоминают детей от разных жен, настолько они не похожи друг на друга. Впрочем, у всей чертовой дюжины есть один родовой признак: ради каждой из них музыкант отказался от того фирменного драйва, колотушка которого сшибала с ног в случае с White Stripes и Dead Weather, в пользу мелодики и тембра – под эти песни надо не беситься, дрыгая ногой, а слушать, прижимая наушники плотнее к ушам, чтобы потом их напевать и насвистывать, засыпать под них или просыпаться.

Делая год с лишним назад заявление о прекращении деятельности, White Stripes заявили, что хотят уйти «на пике формы». Пик был несомненен, но случился, кажется, на фоне общего заката: довольно трудно отрицать тот факт, что к тому моменту рок-н-ролл из явления, влиявшего на сознание целых обществ, превратился в скромную область шоу-бизнеса, обслуживающую кинорежиссеров и разработчиков компьютерных игр, а его создатели уступают статус кумиров звездам с куда более откровенным и просчитанным поп-эпилом. Строго говоря, именно White Stripes были одной из последних таких рок-икон. Blunderbass в этом смысле — запись чудесная в своей наивности; свой первый диск Уайт делал старательно, страстно, точно, как последний — с верой, что после его выхода начнется новая эра. И попадание хотя бы половины песен с этой пластинки в саундтреки к новым фильмам и играм можно гарантировать наверняка.