Пенсионный советник

Больше Бэя

«Морской бой» Питера Берга в прокате

Владимир Лященко 18.04.2012, 17:41
UPI

В прокат выходит «Морской бой», в котором режиссер Питер Берг упаковал в один блокбастер «Трансформеров», «Армагеддон» и «Пёрл-Харбор».

В 2005-м ученые посылают сигнал в направлении планеты, чем-то похожей на Землю, а Алекса Хоппера (Тейлор Китч) хватает полиция при попытке угостить девушку (Бруклин Декер) буррито. В воспитательных целях старший брат (Александер Скарсгард) определяет хулигана служить на флоте под своим присмотром. Семь лет спустя в гавани Пёрл-Харбор американские моряки рубятся с японскими в футбол на фоне линкора «Миссури» и готовятся к совместным военно-морским учениям. Все более или менее молодцы, только главный герой — все еще д'артаньян: чуть что лезет в драку, мажет пенальти, к дельным советам той самой девушки не прислушивается и, дослужившись до боевого командира, признает только одну тактику — «огонь из всех орудий!». Ему бы жениться, и он даже готов к решительному шагу, но невеста настаивает на получении отцовского благословения, а папа (Лиам Нисон) командует флотом и д'артаньянов не жалует.

В общем, намечается семейный конфликт, но тут аккурат в районе учений в океан падает нечто из космоса.

Когда нечто оказывается лязгающей неизвестным металлом махиной и накрывает Гавайи непробиваемым куполом, становится понятно, что снявший это человек готов подвинуть Майкла Бэя. «Морской бой» снят по лицензии компании Hasbro, производящей игрушки (в том числе «Трансформеров») и одноименную новому фильму настольную игру: поле десять на десять, авианосец, пара линкоров, три крейсера и четыре эсминца. Инопланетный десант сюда уже с трудом вписывается, но авианосец, линкор и эсминцы в фильме присутствуют.

Превращение двумерной игры, которую легко воспроизвести на тетрадном листе в клеточку, поручили режиссеру Питеру Бергу, который под присмотром Майкла Манна снял неглупые политический триллер про Ближний Восток «Королевство» и блокбастер про бухающего супергероя «Хэнкок».

Получив в распоряжение всамделишный американский флот, Берг не морщит лоб и не воспроизводит медитативную задумчивость алгоритма «мимо—ранен--убит», а врубает AC/DC, запускает с палубы истребители и разворачивает в поисках цели пушки.

Режиссер военно-морского действа не стесняется пользоваться картами и лоциями своего знаменитого предшественника в деле экранизации продуктов Hasbro — уже помянутого Майкла Бэя, который сделал три фильма из набора пластмассовых роботов.

Отношения в треугольнике папа—дочь--парень перекочевали прямиком из «Армагеддона», собственно корабли — из «Пёрл-Харбора». Ну и даже странно, что среди версий происхождения упавшей в океан штуковины, которые озвучивают члены экипажей, не звучит «да это же трансформер!».

Некоторую неловкость вызывает неприкаянность героев в ожидании начала мясорубки:

зачем, например, тут Рианна в камуфляже морского пехотинца? И нельзя ли было обойтись вовсе без диалогов, а перейти сразу к потоплению всего, что движется?

Но потом в воздух взлетают ракеты и циркулярные пилы на автопилоте, а небо вспарывают трассеры — и можно уже ни о чем не думать. В этой соленой круговерти легко не заметить важный гуманистический момент, который определит победившую сторону. Пока мощные корабли носятся друг за другом по воде, где-то на холме очкарик-астрофизик получает из рук тоже в каком-то смысле очкарика полезный чемодан.

И, конечно, указывать в качестве первоисточника этой энергичной рекламы ВМФ США гениальную в своей простоте игру несколько странно. Но не менее странно сетовать на то, что дух этой игры не перенесен на экран, когда на полную врубается «Thunderstruck» все тех же AC/DC и на помощь новейшим эсминцам спешат ветераны Пёрл-Харбора.