Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Не было никакой электрички

«Москва — Петушки» Андрея Жолдака на «Золотой маске»

В рамках внеконкурсной программы фестиваля «Золотая маска» в Москву привезли «Москву — Петушки» петербургского театра «Балтийский дом». Поэму Венедикта Ерофеева поставил украинец Андрей Жолдак — один из самых радикальных режиссёров постсоветского театрального пространства.

Его спектакли обычно начинаются при полных залах, а заканчиваются при полупустых; зрители в голос кричат «Позор» и уходят толпами прямо во время действия. Из тех, кто остаётся, аплодируют на поклонах лишь немногие, зато, как правило, стоя. «Москва — Петушки» исключением не стала: в Санкт-Петербурге вокруг неё уже полтора года продолжаются гневные баталии, а сразу после фестивального показа в Театре им. Моссовета именитые критики не стеснялись в самых резких выражениях.

Жолдак пригласил на главную роль Владаса Багдонаса — литовского актёра, известного у нас по спектаклям Эймунтаса Някрошюса (а также снявшегося в новом фильме Павла Лунгина «Дирижер», выходящем в прокат 29 марта) и многими почти боготворимого. Когда он, наделённый трагическим темпераментом не сегодняшней мощи, выходит на сцену, становится уже не очень важно, что происходит вокруг: весь зал следит за ним с замиранием сердца (и восприятие зрителями Багдонаса, таким образом, явно входит в конфликт с восприятием ими Жолдака). «Москва — Петушки» во многом отталкивается от личности Багдонаса, строится на его собственном героическом образе и сложной игре с его персонажами из спектаклей Някрошюса.

Жолдак отметает все фактические обстоятельства текста Ерофеева — никакой электрички и никаких реалий советской эпохи. Он забирает Веничку из конкретного времени и места, помещая в пространство эпоса и поднимая до архетипа.

Вместо потёртых скамеек в замызганном вагоне — маленький дощатый домик под засохшим деревом, на фоне сурового северного неба, на берегу бушующего целлофанового моря. Обитающему там Венедикту подвластно всё: вот он начинает размахивать бруском на чёрной ленте — и разражается буря; останавливает его — и наступает штиль. В этом странном пространстве вне жизни и смерти для него нет невозможного. В мире же обыкновенном он оказывается беспомощен.

Веничка у Жолдака раздваивается не только ментально, но и физически: вторую его ипостась играет питерский актёр Леонид Алимов. И если Багдонас воплощает его хаотичный внутренний мир, то Алимов — внешнюю, рассудочную его сторону. Именно он, повязывая первого Веничку длинной белой нитью, уводит его прочь из привычной среды. Вместе они оказываются среди нас, как сошедшие с небес боги.

Из эпоса Венички перемещаются в сегодняшний день, сидят под фотографией Кремля, с любопытством глядя в зал, и препираются с подозрительного вида «пидарасом в красной футболке», подметающим сцену колючей метлой.

Ерофеевские «ангелы Господни» обретают плоть и кровь в лице женщины, похожей на продавщицу, не выпускающей из пальцев сигарету и матерящейся через каждое слово; крылья её напоминают куриные куда больше, чем ангельские.

Эти ангелы могут помочь не абстрактно, а вполне чётко — поставить на место грубого официанта, которого оба Венички со своей обходительностью называют «многоуважаемым».

Багдонас-Веничка, могучий, коренастый, седобородый, говорит распевными переливами, на идеально правильном русском, которого сейчас почти не услышишь, растягивая гласные и тщательно артикулируя каждую букву. Своей статью и речью он подобен былинному богатырю — все рядом с ним несоизмеримо мелки. Когда он разглагольствует о смысле жизни, подчинённые ему рабочие глядят на него осоловелыми глазами и лузгают семечки.

Трагедия этого Венички — трагедия непонятого гения, человека, чьё сердце готово вместить в себя страдания всего человечества, но не находит никакого выхода, натыкаясь на пустоту равнодушия. Героя, попавшего в безгеройное время.

Флешбэками врываются в спектакль эпизоды с музой Венички, девушкой «с косой от затылка до попы», у Жолдака относящейся к его эпическому прошлому. Поочерёдно они пробегают по деревянным мосткам, делая странные жесты. Ритмично постукивают ладонями по груди, выкликая биение сердца. Ударяют по доскам согнутыми локтями. И можно было бы красиво объяснить эти моменты словами об эфемерности мечты и неразрешимости одиночества, но они в этом не нуждаются. Спектакль Жолдака полон таких сцен, долгих и бессловесных, вязко метафоричных, и любая расшифровка убьёт их поэтику без остатка.

Здесь главное в атмосфере, энергетической наполненности, безумном потоке фантазии режиссёра, который опасно втискивать в искусственно придуманные русла.

Два мира «Москвы — Петушков» к финалу первого действия соединяются в полнейший сюр — в сцене дня рождения Венички, созданной из разных фрагментов романа. Гости собираются за длинным столом в напудренных париках и начинают изъясняться исключительно по-оперному, мелодично пропевая фразы вроде «э-эх, Ерофеев, м**ила ты грешный!». Веничка Багдонаса радостно заправляет пиршеством, в определённый момент засыпая с храпом и посвистываниями и вдруг обрастая бородой, как у Льва Толстого. Жолдак издевается одновременно над напыщенностью классического театра, традиционными для русской литературы подробными изображениями праздничных застолий и культурой Серебряного века (среди участников торжества «Боря с какой-то полоумной поэтессой»). Но есть тут и серьёзный смысл о жизни, проходящей мимо за бесконечными попойками (удлиняющаяся борода — не что иное, как процесс старения). А вконец разошедшийся в пьяном угаре Веничка начинает дирижировать героями и сам же выступать в роли музыканта — перебирая пальцами волосы, проводя прутиком-смычком по надрезанному огурцу. От его движений вдруг возникает музыка, которую он рождает лёгким прикосновением руки.

Этот капустнический настрой исчезает из спектакля к середине второго акта, когда силы Венички начинают истощаться. Отовсюду появляются предвестия скорого возвращения туда, откуда он родом, а значит, и скорой гибели. Чучело рыжей лисы, шепчущей что-то на неведомом языке (многие посчитали её плагиатом из триеровского «Антихриста», но в действительности этот же символ был у Жолдака и в «Войцеке», вышедшем ещё до фильма), пустая банка, издающая протяжный гул, если её приложить к уху. Веничка ощущает зов неких высших сил, которые ему уже неподвластны. Он садится на последний привал. В полной тишине Багдонас долго и аккуратно расстилает салфетку, достаёт кусок чёрного хлеба и медленно поедает его, откусывая по кусочку. Потом на секунду укладывается на землю, после чего решительно встаёт, чтобы отправиться в путь, из которого не будет возврата. Мало кто из актёров способен наполнить эти простейшие бессловесные действия такой глубиной отчаяния в предчувствии смерти.

Свой главный и последний монолог Багдонас-Веничка произносит, стоя на выдвигающемся в зал мостке и прямо обращаясь к зрителям. В кромешной темноте, так, что видно только чёрный силуэт его фигуры, возвышающийся над нами. Громовыми раскатами голоса он говорит текст, которого нет у Ерофеева и который явно был частично сочинён актёром. О слове из трёх букв, написанном на запотевшем окне в электричке. О всеобщей тупости и бездушии. Об утрате идеалов и истин, за которые можно бороться. В другом спектакле и из уст другого человека эти слова могли бы звучать отвратительным пафосом. Багдонас же говорит их так, что хочется плакать — об участи Венички, о судьбе нашей страны, о себе самом. Становится ясен один из главных смыслов спектакля Жолдака:

великое прошлое уходит от нас безвозвратно. Веничка оказывается последним героем. Закончилось время сильных и волевых натур, пусть уже ощущавших одиночество и боровшихся с ним только путем возлияний.

На Веничку надвигаются четверо убийц, весело смеющихся, в плащах, белых рубашках и чёрных перчатках. Он хватается за горло и хрипит в приступе удушья. Потом разворачивается и мощной поступью размашистых шагов идёт назад, к вновь появившемуся на дальнем плане своему дому. Проходит мимо — свет в окне горит уже не для него. Для него только лестница поперёк неба, по которой он начинает карабкаться ввысь. Впрочем, упирается она в черноту, а второй Веничка в это время ныряет в полый древесный ствол и ударяется о его твёрдое дно уже без чувств. Так Веничка целостный замирает между низом и верхом, смертью и жизнью, обречённый остаться в этой сердцевине навеки, но точно уже без нас.

В «Москве — Петушках» Жолдака есть ещё очень, очень много всего. Оленья голова — своего рода веничкин тотем, в который вонзают ножи его убийцы. Девушки в чёрном, изображающие богинь судьбы. Милые индейцы, переставляющие декорации и иногда проплывающие через сцену на пироге (Веничка смотрит на них с явным недоумением)… Деталей множество, и каждая из них возникает не просто так и имеет для Жолдака определённое значение. Зрителей же они сбивают с толку, заставляют смеяться над режиссёром и называть всё происходящее на сцене бредом. Но достаточно просто поверить Жолдаку и пожелать войти в сочинённый им мир, чтобы понять: то, что он хочет сказать, на самом деле очень просто.

Новости и материалы
Российской армии предложили быстрые укрытия для зоны боевых действий
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Потомок Наполеона Бонапарта будет кандидатом на выборах в Европарламент
Уровень Тобола за прошедшие сутки слабо изменился
Саперы тысячами разминируют боеприпасы в Авдеевке
Воздушную тревогу объявили в нескольких областях Украины
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Все новости