Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Не женат, один ребенок

На телеканале СТС идет сериал «Детка»

Анастасия Лисицина 15.03.2012, 19:07
__is_photorep_included4092929: 1

На телеканале СТС идет сериал «Детка», в котором Сергей Шнуров и Валентина Лукащук играют отца и дочку при участии Александра Баширова, Сергея Роста и других.

Чокнувшаяся на почве индийской философии мама (Елена Морозова) отправляется в длительный ритрит в Индию (по другим данным, просто к любовнику), сбагрив пятнадцатилетнее сокровище непутевому папаше, по прозвищу Кастет (Сергей Шнуров), некогда знаменитому, а теперь забытому и едва сводящему концы с концами музыканту, с которым разошлась до рождения дочки (Валентина Лукащук). Тот проходит все положенные стадии реакции – отрицание, гнев, смирение и, наконец, принятие. Пытаясь избавиться от разодетой в цветастое обузы, по совету друга и агента Баркова (Сергей Рост) он определяет дочку в школу, в которой некогда учился сам, а затем 18 серий учится быть отцом, ищет работу, поневоле восстанавливает старые связи, заводит и обрубает новые, учит дочку дружить и любить и превращается из спивающегося бывшего рокера без перспектив в жизни в бывшего рокера с перспективами.

Придуманная в недрах телеканала «Детка» сама напоминает ребенка двух других сериалов – непутевого «Любовь на районе» (идущей сейчас на соседней кнопке ТНТ) и громкой «Школы».

В школе, собственно, происходит половина всего действия: там, как положено, влюбляются, дерутся, ссорятся и целуются. В заглавной роли исполнительница роли Носовой в сериале Валерии Гай Германики, выпускница ВГИКа Лукащук, смывшая эмо-грим и превратившаяся из депрессивной суицидницы в живое и довольно жизнерадостное существо. При этом жизнь персонажей действительно проходит «на районе»: здесь учатся, получают по башке от гопников, встречают драгдилеров и полицейских, читают рэп на чердаке, гуляют при луне. Несмотря на то что действие происходит в Москве, никакой общегородской специфики нет; даже принадлежащий герою Александра Баширова рок-магазин, где находит себе работу Кастет, размещенный под одним из московских мостов, снимают в размер объектива, не давая никакого географического контекста. Герои с тем же успехом могли бы жить в подмосковных Красноармейске или Лыткарино – о том, что дело происходит в столице, говорят только перебивки с ночным Садовым кольцом и утренней Триумфальной площадью.

Впрочем создатели ситкома ориентировались явно не только на отечественные образцы, но и, скажем, позапрошлогодний сериал «Два с половиной человека» с Чарли Шином: там тоже музыканту и его не самому благовоспитанному брату приваливает счастье в виде увлеченного видеоиграми подростка. Однако, заимствуя и переиначивая сюжетную структуру, авторы «Детки» не занимаются слепым копированием.

Вместо этого работают над ошибками отечественных предшественников – турбулентную камеру Германики сменил добропорядочный стедикам и традиционный монтаж; парадоксальным образом работавший против эффекта подлинности звук с площадки в «Любови на районе» и «Школе» сменила толковая озвучка — слава богу, без подложенного закадрового смеха.

Однако главное преимущество «Детки» в верно выбранной дистанции. Авторы сериала на ТНТ имели, кажется, весьма приблизительное понятие о том, как живут подростки-бездельники в маленьких городах, и засвидетельствовали это двумя сезонами. В «Школе» эта дистанция между режиссером и героями была, наоборот, сокращена до нуля. В сериях «Детки» авторы демонстрируют своей аудитории, что прекрасно знают, легко ли быть молодым, но ни псевдодокументальное кино о слишком человеческом, ни камедиклабовскую ржаку изготавливать из этого знания не собираются. Режиссерская работа построена по киношному принципу, и каждая серия снимается как отдельный фильм, практически не оставляя в восприятии крючков на следующий экранный день, вместо этого цепляя глубиной погружения в материал и обстоятельства.

И главная заслуга в этом, конечно, у заглавного дуэта Шнурова и Лукащук – точнее, того мягкого контраста, на котором работают эти два артиста.

Обладающий солидной фильмографией лидер «Ленинграда» здесь вовсю пользуется всеми преимуществами непрофессионального актера – воплощает чистый типаж недотепистого мужчины на грани среднего возраста и первых признаков старости; последних критиков добивает заложенная в его образе самоирония (в одной из серий есть эпизод, где Кастет в поисках срочного займа звонит подряд всем бывшим друзьям-музыкантам, в том числе Шнуру, и после разговора в бешенстве бросает трубку: «У него корпоративы, понимаете ли!»). Валентина Лукащук, напротив, здесь играет за двоих, транслируя все то, что положено чувствовать подростку в ситуации ее героини – с крупными планами и физиономическими нюансами, с безошибочными интонациями и выражениями глаз. Играет, кстати, полную противоположность Носовой из «Школы» — тем, кому памятна жутковатая серия с самоубийством из сериала Гай Германики, будет особенно приятно видеть новую героиню актрисы живой, улыбчивой и влюбленной.

Любопытно, что Кастету и его дочке сюжет вовсе не предначертывает перемен до неузнаваемости – персонажи заглавного дуэта должны остаться примерно теми же, кем были. Точно так же и сам сериал, целящийся в мальчишек и девчонок по будням в 14.00, а также в их родителей в 20.00, решил быть не сенсационным рассказом о невероятных приключениях и глубинах метафизической тоски, а комедией о смягчении сердец, кропотливо ищущей смешное в обыденном.