Пенсионный советник

Психиатр, ковбой и Горький

В Москве открывается фестиваль NET

«Парк культуры» 17.10.2011, 16:02
__is_photorep_included3804226: 1

Во вторник спектаклем Оскараса Коршуноваса «На дне» откроется работа театрального фестиваля NET, который ежегодно привозит в Москву самые показательные постановки, прошедшие за последние годы в Европе. В этом году его географический охват — от Норвегии до Венгрии, а жанровый — от физического театра до видеоперформанса.

Вообще, начало NETa проходит целиком под знаком драматургии Горького: помимо яркого литовца Коршуноваса с труппой Городского театра Вильнюса свою версию более ранней пьесы «Детей солнца» покажет в Москве театр «Тонелгруп» из Амстердама. Однако едва ли их можно сравнивать. Если у голландцев спектакль получился о судьбах интеллигенции с яркими и красочными образами, то Коршуновас, наоборот, на материале хрестоматийной пьесы создал аскетичную композицию, в которой внимание обращается на простые истины и материи. «Ничего общего с тем, что Оскарас делал прежде: никаких метафор и кунштюков — минимализм, аскетизм, психологизм», — так описала спектакль куратор фестиваля, театральный критик Марина Давыдова.

Пластический, а точнее, «физический» театр в программе NETа представляют норвежец Йо Стромген и его театральная компания: на сцене Центра им. Мейерхольда они покажут спектакль «Общество». При всей юмористичности завязки сюжет своей формой напоминает классические антиутопии:

на одной из регулярных встреч общества любителей кофе находят использованный пакетик с чаем и начинается поиск предателя.

Дополнительную интригу постановке придает то, что артисты пользуются не только средствами пластики, но и физической речью — правда, говорят они на несуществующем языке, непонятном даже им самим.

На стыке жанров находится и спектакль «Смерть и инкарнация ковбоя», который привезет на фестиваль мадридский театр «Мясная лавка». Красочный, резкий и провокативный, этот спектакль может с некоторым допущением быть отнесен и к актуальному искусству — довольно радикальное и даже жестокое сценическое высказывание режиссера Родриго Гарсия о проникновении рекламы в головы людей в равной степени можно назвать и театральным перформансом. «Немногие останутся довольны», — так охарактеризовала эту работу Марина Давыдова, описывающая «Смерть…» как образец радикального современного театра.

Другой вид искусства — видеоарт — стал важнейшей частью моноспектакля «22.13», от начала и до конца придуманного исполнителем Пьериком Сореном из Тулузы. В этой работе актер (и довольно известный художник — на прошлой Московской биеннале современного искусства он показывал свой проект «Видеопрыжок»), по словам организаторов, существует одновременно на экране и на сцене, а также играет всех персонажей — музыканта, психоаналитика, певца, эксцентричного любителя искусства. Французский спектакль станет своего рода контрапунктом к работе мадридского театра — «22.13» представляет собой серию небольших зарисовок, красочных и местами юмористических.

Нашлось в программе NETа место и российскому спектаклю — «Чукчей» Филиппа Григорьяна по пьесе Павла Пряжко покажут на сцене театра «Школа драматического искусства».

Основой для сочинения минского драматурга стали анекдоты про северный народ — правда, и автор пьесы, и постановщик решили сместить угол зрения с героев этих забавных историй на их авторов.

Зная Пряжко как мастера создавать подобия классических трагедий на бытовом материале, а режиссера как автора замечательных театральных перформансов, можно не сомневаться, что постановка пермского театра «Сцена-Молот» будет пользоваться успехом.

Завершит программу фестиваля работа венгерского режиссера Виктора Бодо, знакомого московской публике по замечательному действу «Час, когда мы ничего не знали друг о друге», показанному в прошлом году в рамках «Золотой маски» (приз за лучший зарубежный спектакль). В нынешнем он привозит «Diceman» — главный герой постановки, психиатр, сам переживает личный кризис, с каждым днем все больше и больше погружаясь в мир собственных страстей и азарта. Несмотря на драматичную сюжетную канву, сама постановка напомнит зрителю кабаре — только чем ближе к финалу, тем менее веселое.