Пенсионный советник

Хватит позолоты

В Большом театре прошел сбор труппы

Майя Крылова 23.09.2011, 10:58
Анатолий Иксанов и Сергей Филин на сборе труппы Большого театра перед открытием 236-го сезона ИТАР-ТАСС
Анатолий Иксанов и Сергей Филин на сборе труппы Большого театра перед открытием 236-го сезона

Сбор труппы Большого театра впервые после многолетней реконструкции здания прошел на его основной сцене, с которой директор Анатолий Иксанов и худрук Сергей Филин хвалились премьерами и кадровыми приобретениями.

Нынешний сбор коллектива Большого – первый на реконструированной сцене легендарного театра после шестилетнего ремонта. Историческое событие, как ни крути, несмотря на то что первые волнения у труппы позади: интерьеры уже просмотрены и кулисы освоены. Собрание перед началом сезона — символический акт: балетные давно репетируют «Спящую красавицу», а оперные с лета готовят премьеру «Руслана и Людмилы». И все равно труппа и журналисты, войдя в обновленный и пока непривычный театр, испытали (помимо радости, конечно) странное чувство встречи со знакомым незнакомцем.

На сбор пришли даже капельдинерши, у которых, к слову, при приеме на работу в отремонтированное здание был нешуточный конкурс — три человека на место, брали в основном людей с высшим образованием.

«Парку культуры» показалось, что старшее поколение, воспитанное на мифе «главного театра страны», сильнее молодежи настроено на радость: «тут все как было», «осталась прежняя аура», «акустика стала лучше», «мечтаю вновь услышать аплодисменты»… У артистов же новой генерации, по их словам, «какие-то неясные космические ощущения», ведь многие после закрытия ГАБТа на ремонт «не верили, что увидим результаты, при наших-то долгостроях». И пока

«нельзя сказать, лучше этот театр или хуже прежнего, потому что начинаешь как с чистого листа».

Директор ГАБТа Анатолий Иксанов взял слово первым, горячо поздравил зал с началом новой красивой жизни и сообщил: в новом сезоне будет пять премьер — три оперных и две балетных — и 319 спектаклей на обеих площадках. На простор Основной сцены перенесут наиболее масштабные и самые кассовые спектакли, во время ремонта сосланные на Новую сцену. Это балеты «Щелкунчик», «Дочь фараона», «Лебединое озеро», «Корсар», «Спартак» и «Жизель», оперы «Борис Годунов», «Турандот» и «Огненный ангел». В течение сезона отметят юбилей Юрия Григоровича, специальными вечерами помянут великих ушедших – Марину Семенову, Бориса Покровского и Ролана Пети. Глава оперы ГАБТа Маквала Касрашвили рассказала, что в труппу приняты перспективные выпускницы Молодежной оперной программы театра Венера Гимадиева (блеснувшая недавно в главной партии «Золотого петушка») и Ульяна Алексюк (она готовит Людмилу в ближайшей премьере оперы Глинки).

К ним присоединится Оксана Волкова, мощное меццо из Белоруссии, которую уже пригласили петь в Метрополитен-опера.

Главной балетной новостью стало известие о переходе в труппу Большого Дэвида Холберга. Это сенсация: чтоб в штат нашего театра пригласили заграничную звезду — такого не было с дореволюционных времен. Холберг — ценное приобретение, и театр это понимает: даже педагога Дэвиду подобрали такого, чтоб свободно говорил по-английски. Премьер Американского театра балета (теперь он в своей труппе — постоянно приглашенный гость), обладатель красивых «мягких» ног, утонченной техники и прекрасной сценической внешности дал согласие работать в России после непростых раздумий и долгих переговоров с худруком балета ГАБТа Сергеем Филиным. По амплуа американец — типичный принц из сказки и герой-любовник, таких персонажей он и будет танцевать: на подходе у Дэвида московские «Жизель», «Спящая красавица» и «Дон-Кихот».

Но у Холберга есть вкус к современному балету и комедийный дар, чему порукой похвалы американских критиков после премьеры в Нью-Йорке балета «Светлый ручей».

Этот же спектакль Алексея Ратманского идет в Большом театре, так что белокурый американец в будущем предстанет переодетым в юбки «сильфиды» и засеменит на пуантах.

Знатоки оценили и другой ход креативного Филина:

он увез в Москву из Петербурга выпускницу Вагановской балетной академии Ольгу Смирнову, о которой еще до выпуска стали много говорить в балетных кругах.

Хитрый худрук сделал это под носом у Мариинского театра, тоже заинтересованного в даровитой девушке. В пользу Большого Филин проредил и ряды балетной труппы столичного Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, где руководил танцами до прихода в ГАБТ. Он сманил, в частности, великолепного премьера Семена Чудина — «российского Холберга» и обликом, и танцем. Прима Мариинского театра Евгения Образцова, ранее выступавшая в «Стасике», теперь будет столь же регулярно танцевать в Большом как приглашенная звезда. Но главное, Филин обещал спектакли с участием знаменитой Дианы Вишневой — той самой, которую Большой уже приглашал танцевать ранее, но проект был отменен: девять балерин Большого воспротивились приезду конкурентки и ходили протестовать в дирекцию. Теперь балеринам, как и положено, придется соревноваться на сцене, а не за кулисами.

Подводя итоги сбора, музыкальный руководитель и главный дирижер ГАБТа Василий Синайский пожелал, чтоб грядущие зрители «не только смотрели на пол и позолоту», но и на сцену. Впрочем, широкая публика года два точно будет ходить в Большой не столько на оперу с балетом, сколько полюбоваться «на ремонт». Хочется верить, что это обстоятельство не отобьет у труппы охоту к работе. Ведь когда-нибудь видом богатых интерьеров пресытятся даже интуристы. А знаменитый Russian ballet и умение певца взять верхнее «до» всегда будут в цене.