Пенсионный советник

Джимкрэк опять выиграл скачку

Рекорды завершившихся в Лондоне торгов искусством «старых мастеров»

Наталия Михайлова (Лондон) 09.07.2011, 15:18
автора

В лондонских аукционных домах Sotheby's, Christie's и Bonham's прошла «Лондонская неделя живописи старых мастеров»: новые ценовые рекорды поставили изображение скакуна XVIII века, портрет кисти Томаса Гейнсборо и венецианский пейзаж.

В пятницу подошла к концу «Лондонская неделя живописи старых мастеров» – традиционные летние торги работами европейских художников XIV — начала XIX веков. 1–8 июля 23 галереи и ведущие аукционные дома Лондона представили на суд ценителей искусства шедевры Рафаэля, Дюрера, Кранаха, Веласкеса, ван Дейка, Хальса, Рейнольдса, Гейнсборо, Тёрнера. Несмотря на бум рынка импрессионистов, модернистов и абстракционистов, зачастую цены на полотна старых мастеров не уступают произведениям современного искусства. «Избиение младенцев» Питера Пауля Рубенса, проданное в 2002 году на лондонских торгах в Sotheby's за 49,5 миллионов фунтов при эстимейте всего лишь 6 миллионов, занимает 8-е место в общемировом рейтинге самых дорогих произведений искусства. В 2010 году продажи работ старых мастеров составили всего 4% от общего количества сделок на рынке искусства, но эти продажи дают 11% общемировой годовой аукционной выручки.

Самым главным событием «Лондонской недели живописи старых мастеров» стали торги постоянно соревнующихся между собой аукционных домов-гигантов Christie's и Sotheby's.

Во вторник, 5 июля, Christie's открыл сезон объединенными торгами «Старые мастера и британская живопись» и в первый же день установил 9 новых ценовых рекордов. Лидером продаж на Christie's стало полотно «Скаковая лошадь Джимкрэк на Ньюмаркетской пустоши с тренером, конюхом и жокеем» британского художника-анималиста Джорджа Стаббса. На полотне шириной почти два метра изображен известный скакун конца XVIII века, который лишь однажды пришел на финиш без призового места. Последний раз это полотно выставлялось на аукцион в 1951 году и было продано за 12,6 миллионов фунтов. Спустя ровно 60 лет при эстимейте в 20 миллионов фунтов картина ушла с молотка за рекордные 22,4 миллиона дилеру, представляющему интересы анонимного покупателя.

Таким образом, работа Джорджа Стаббса стала третей в списке самых дорогих лотов старых мастеров, когда-либо проданных на аукционе.

Новая рекордная цена была установлена на произведения Томаса Гейнсборо. Его роскошный «Портрет миссис Уильям Вильбуа» размером 2 на 1,5 метра был продан за 6,5 млн фунтов, слегка превысив свой эстимейт в 4–6 миллионов. Эскиз Микеланджело к фреске «Битва при Кашине», который оценили в 3–5 миллионов фунтов, ушел с молотка за 3,2 миллиона.

На основные торги живописью аукционный дом Christie's выставил 63 лота, которые удалось распродать на 67%. Объем продаж составил 49,8 млн фунтов. Общая выручка по итогам всех торгов Christie's, проходивших с 5-го по 8 июля, включая живопись, рисунки на бумаге, акварели и литографию, составил 62,3 млн фунтов.

На торгах было продано 6 картин и 1 рисунок, стоимость которых превысила миллион фунтов.

В среду, 6 июля, Sotheby's нанес ответный удар Christie's. Грандиозный пейзаж Большого канала в Венеции кисти венецианского художника XVIII века Франческо Гварди «Венеция. Вид моста Риальто с Угольной набережной» был продан за 26,7 млн фунтов при эстимейте в 15–25 миллионов. Тем самым полотно заняло вторую строчку в рейтинге самых дорогих полотен старых мастеров.

За картину Гварди боролись два коллекционера, однако пейзаж достался покупателю, торговавшемуся по телефону, интересы которого в зале представлял сопредседатель департамента искусства импрессионизма и модернизма Sotheby's в Нью-Йорке Чарльз Моффетт.

По итогам основных торгов Sotheby's заработал 47,6 млн фунтов, на продажу были выставлены 73 лота, из которых было продано 68%.

По итогам всех торгов искусством старых мастеров в этом сезоне Sotheby's заработал 63,3 млн фунтов. Соответственно, продажа пейзажа Франческо Гварди принесла аукционному дому почти треть его выручки и позволила обогнать Christie's по объемам продаж на один миллион фунтов. На Sotheby's были проданы 4 картины-миллионника.

Статистика продаж старых мастеров аукционного дома Bonham's, который провел только одну сессию торгов в рамках «Лондонской недели живописи старых мастеров», значительно отстает от двух лидеров. Из выставленных на продажу 129 лотов на Bonham's было продано лишь 60. Общий объем продаж составил 2,8 млн фунтов при запланированном эстимейте 3,7 млн фунтов.

На Bonham's не было заявлено лотов с эстимейтом, превышающим миллион фунтов. Топ-лотом, как и ожидалось, стала работа итальянца Пьетро Фабриса «Вид на Неаполь», проданная за 557600 фунтов при эстимейте в 500 тысяч. А пейзаж с изображением двора замка и гор с гаванью на заднем плане размером 51 на 68 сантиметров фламандского художника периода Ренессанса Лукаса Гасселя, который оценили в 70–100 тысяч фунтов, ушел с молотка в шесть с лишним раз дороже — за 624800 фунтов.

«Лондонская неделя живописи старых мастеров» уже вошла в историю, установив новые рекорды по продажам. История аукционных домов показывает, что ни одни торги не проходят без рекордов или антирекордов. Следующие торги работами старых мастеров намечены на первую половину декабря 2011 года.