Пенсионный советник

Человек-паук запутал Бродвей

На Бродвее состоялась премьера мюзикла «Человек-паук: Выключи тьму»

Игорь Карев 15.06.2011, 10:35
Reuters

14 июня состоялась премьера самого дорогого бродвейского долгостроя: сочиненный Боно и Эджем мюзикл «Человек-паук: Выключи тьму» официально начал показы после полуторагодичной задержки, разгромной критики, травм актеров и смены режиссера.

Вечером во вторник, 14 июня, наконец-то состоялась премьера мюзикла «Человек-паук: Выключи тьму»: самая дорогая постановка в истории Бродвея, пройдя череду задержек, травм актеров и скандалов с режиссером, была показана собравшейся в театре Foxwoods публике с подобающим случаю размахом и помпой. Посмотреть на сценическую версию комикса от Marvel пришли президент Билл Клинтон, актеры Роберт де Ниро, Мэтт Деймон и Лиам Нисон, Ванесса Редгрейв и Сидни Кроуфорд. Разумеется, появились в зале и авторы спектакля – музыканты группы U2 Боно и Эдж, бывший режиссер Джули Тэймор и режиссер последней версии Филип Маккинли, которые сфотографировались все вместе, несмотря на разногласия последних недель. Отзывы зрителей колебались от «замечательно» до «превосходно».

«Сцена великолепна, хореография великолепна. Мне понравилось», — заявил Клинтон.

Конечно, спектакль шел не в первый раз. «Человек-паук» впервые был показан на сцене театра еще в ноябре прошлого года, поставив рекорд по продолжительности превью: они шли 7 месяцев, а в одну из недель «Человеку-пауку» даже удалось стать – несмотря на неопределенный статус – лидером театрального бокс-офиса.

Легенда гласит, что в 2002 году Эндрю Ллойд Уэббер походя заметил: рок-музыканты сделали ему хороший подарок, оставив театр в его полном распоряжении на четверть века. Эти слова услышали случайно проходившие мимо Боно и Эдж, которые тут же начали писать песни для мюзикла. Разумеется, всё было не так просто, но началось именно тогда: в августе компания Marvel анонсировала мюзикл про Человека-паука. Для работы над ним был приглашен Тони Адамс, сделавший большинство картин Блейка Эдвардса (в том числе и шесть «Розовых пантер»), а уже Адамс привлек к работе участников U2. Режиссером была выбрана Джули Тэймор – первая женщина, получившая премию «Тони» за мюзикл — «Король-лев». До контракта, правда, дело дошло только три года спустя, но как раз в момент подписания Адамс перенес инсульт и умер через три дня. Но команда не развалилась: новым продюсером стал давний партнер Адамса Дэвид Гарфинкл, который полностью переложил на Тэймор творческие проблемы.

Вот только была одна тонкость: как писала в то время газета New York Times, «гений Тэймор лучше расцветает под контролем». Новый продюсер контроль обеспечить не смог.

Первые «читки» мюзикла состоялись лишь в 2007 году, а еще спустя два года была назначена первая дата премьеры «Человека-паука»: он должен был открыться в феврале следующего года. Но полностью собрать деньги на постановку удалось лишь в мае 2010 года, и премьеру перенесли на декабрь, а бюджет оказался рекордным для бродвейских спектаклей — $52 млн; впрочем и столь огромная сумма не была последней. К ноябрю затраты выросли до $60 млн, но при этом стало понятно, что ничего толком не готово и начинать официальные показы нельзя. Вместо них создатели остановились на серии превью: требовалось обкатать сам спектакль и технологии, ведь Человек-паук должен был летать через весь зрительный зал на сложной системе подвесов. Предосторожности оказались не напрасными: последовала серия инцидентов, во время которых актеры получали травму за травмой, исполнительница роли Арахны на всякий случай покинула шоу, а актриса, пришедшая ей на замену, уже в 2011 году провела две недели в больнице после повреждения шеи.

Постоянные происшествия на показах привлекли внимание государственных служб по охране труда: продюсерам был выписан штраф ($12,6 тысяч) и выдано предписание об устранении нарушений техники безопасности. Отметим, что такой подход, кажется, сработал: по крайней мере с апреля ни о каких травмах актеров не сообщалось.

Впрочем, были проблемы и посерьезней: с первых просмотров критики отмечали низкий уровень диалогов, затянутость некоторых сцен и «рыхлый» сюжет. Сценарий, разумеется, переписывался постоянно: менялись реплики, из шоу убирали целые сцены и добавляли новые. Это привело к очередным задержкам – с января «Человек-паук» переехал на февраль, затем на март, после чего премьера была отодвинута сразу на 14 июня.

Но связано это было не только с плохим сценарием. В марте этого года было объявлено, что Тэймор покидает пост режиссера: её работа не устраивала ни Боно, ни продюсеров. Ей на замену был приглашен Филип Маккинли, а на доведение истории до ума – автор комиксов о Человеке-пауке Роберто Агирре-Сакаса. Новая команда взялась за дело рьяно – они даже полностью остановили показы на несколько недель, чтобы подготовить новую версию, более подходящую для семейного просмотра. Боно с Эджем лихорадочно дописывали новые композиции: музыку критиковали не меньше, чем технику безопасности.

В результате авральных действий «спасательной команды» бюджет постановки еще увеличился – до $70 млн (по некоторым данным, до 75 млн); правда, каждая неделя превью приносила продюсерам примерно по миллиону долларов.

Буквально перед самой премьерой поползли слухи об очередной задержке. На этот раз отличился Боно: он дал интервью, в котором рассказал, что шоу еще не готово и нужно больше времени для репетиций. К счастью, продюсеры решили, что откладывать дальше некуда, и «Человек-паук: Выключи тьму» наконец-то зажег свет. Отзывы получились смешанные: критики отмечали, что спектакль оказался вполне сбалансированным (после 183 показов!), что, впрочем, не помешало Reuters назвать его «всё еще раздутым монстром с плохой музыкой». Музыка, кстати, подверглась наибольшей критике: многие обозреватели отмечали, что она плохо вписывается в происходящее на сцене.

Альбом с композициями мюзикла поступил в продажу также 14 июня, а первый сингл с песней «Rise Above» — одной из лучших в спектакле – вышел еще в конце мая.

Что касается сюжета нового «Человека-паука», то он мало чем отличается от комиксов и фильмов Сэма Рейми: Питер Паркер любит Мэри Джейн Уотсон и в образе Человека-паука сражается с Зеленым Гоблином и другими злодеями; в промежутках он летает над зрительным залом с помощью системы тросов и поет. В обновленном после ухода Тэймор спектакле на первый план выдвинута любовная линия, а сражения с преступниками отошли на второй план. Возможно, так и надо: театр всё-таки. Создатели шоу обещают выпустить мюзикл в виде фильма, чтобы посмотреть бродвейскую версию «Человека-паука» смогли все желающие, а не только зрители в театре Foxwoods.