Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Дьявол просто устал

В продаже комикс «Люцифер»

Василий Шевченко 26.05.2011, 16:00
«Комикс-Арт»

В продаже комикс «Люцифер» — побочное продолжение «Песочного человека» о дьяволе, содержащем ночной джазовый клуб и выполняющем на Земле особые поручения Триединого Бога.

В продаже появился «Люцифер» — ответвление от нашумевшего «Песочного Человека» Нила Геймана, комикс о дьяволе, которому надоело сидеть в аду. Он прикрывает свою потустороннюю лавочку, сдает ключи и отправляется на Землю. Здесь он открывает ночной клуб, где иногда играет на пианино старые джазовые песни и вообще живет в свое удовольствие. А преисподней тем временем управляют архангел надежды Рамиэль и архангел тишины Дума.

По идее, все это мы должны были узнать из четвертого тома «Песочного человека», где как раз и рассказывается, как Люцифер уходил из ада.

Но издательство «Комикс-Арт», хотя и неторопливо выпускает по книжке геймановского комикса в год, с младшим ответвлением поторопилось и издало его уже после первого тома основной серии. Теперь российские читатели познакомятся с важным для комиксов понятием «спин-офф», что называется, в полевых условиях — ни о каком поясняющем предисловии речи не идет, и, что же произошло, остается догадываться из комментариев и пары слов на задней обложке.

Спин-офф (калька с английского spin-off) — это не прямой сиквел, а отдельная история про кого-то из второстепенных героев популярной книги, фильма или комикса.

С долей наглости можно сказать, что первым спин-оффом, вообще-то, была «Одиссея», рассказавшая о путешествии царя Итаки, полюбившегося слушателям по «Илиаде». Хотя на самом деле, конечно, спин-оффы — явление коммерческой эпохи, поскольку как нельзя эффективнее позволяют эксплуатировать успех оригинальной серии. Американские комиксы, в подавляющем большинстве случаев построенные на ярких персонажах, принцип ответвления эксплуатируют нещадно. Не удивительно, что «Песочный Человек», едва ли не самый известный и популярный комикс начала 90-х, может похвастаться двумя десятками различных спин-оффов. Первый номер «Люцифера» вышел в 2000-м году, спустя почти пять лет после окончания «Сэндмена», и за 75 выпусков единственный смог закрепиться как самостоятельная серия.

Его автор — Майк Кэри, британский писатель и сценарист, на счету которого пять книг, но зато больше двух сотен комиксов.

«Люцифер» пока что стал его самой заметной работой — ни до, ни после этого он не добивался подобного успеха. Списать эту удачу полностью на автора «Песочного Человека» будет некорректно. Гейман, хоть и числится консультантов в первом из двух сюжетов, попавших в книгу, скорее, подарил Кэри идею и интересных персонажей, нежели сидел у него за спиной и давал «ценные указания». Автор «Люцифера» и так сам постоянно ссылается на комикс-прародитель, поставив в центр повествования сверхъестественное существо, задумывающееся о проблеме судьбы в смысле античного фатума. Только в «Сэндмене» это был готичный бог сна, а в «Люцифере» — дьявол-джентльмен с внешностью Дэвида Боуи.

К счастью, у Кэри получился не философский трактат, а увлекательный детектив и одновременно путеводитель по миру сверхъестественных комиксов.

Недаром в первом из двух сюжетов в книге Люцифер занимается расследованием, причем по просьбе Триединого Бога. Дьяволу предстоит выяснить, почему на Земле начали хаотически исполняться желания людей. И если выигрыш в лотерею достаточно безобиден, то, когда брошенное в сердцах «да чтоб ты сдох» приводит к смерти, это уже угрожает порядку на планете. С помощью такой завязки Кэри отправляет своего героя то в городские подворотни, где живут демоны, то обратно в преисподнюю, то в индейский мир духов. А во втором сюжете Люцифер и вовсе оказывается в Санкт-Паули — самом веселом квартале Гамбурга, где нацисты соседствуют с проститутками и, как выясняется, с падшими ангелами. И вот ради этих картин и стоит читать «Люцифера». А ницшеанские рассуждения о свободе воли лучше оставить Нилу Гейману, благо второй том «Песочного Человека» обещают выпустить уже в июле.