Пенсионный советник

«Серебряная камера» обещает золото

Вручена премия «Серебряная камера 2009–2010»

Велимир Мойст 03.03.2011, 13:05
Андрей Стенин

В московском Мультимедиа Арт Музее прошла церемония раздачи призов фотоконкурса «Серебряная камера 2009–2010». В номинациях «Архитектура» и «Лица» победила притчевая лирика, зато в разделе «События и повседневная жизнь» сразу два Гран-при выданы за репортажи про погром на Манежной площади.

Начать следует, пожалуй, со странноватой датировки, коей снабжен заголовок нынешнего конкурса. Хотя ничего сверхъестественного здесь нет: цифры «2009–2010» означают лишь, что устроители подвинули конкурсный цикл поближе к текущей реальности. Исторически сложилось так, что «Серебряная камера» присуждалась с некоторым запозданием, причем из-за проблем с выставочными площадями этот разрыв все увеличивался. Дошло до того, что призы за 2008 год были вручены только в начале 2010-го. Чтобы устранить этот временной дисбаланс, решено было крутануть за ручку несуществующую «машину времени» и перенестись из прошлого в настоящее.

Надо полагать, акция эта одноразовая и носит технический характер – дальнейшее летоисчисление будет вестись в обычном порядке.

На содержании конкурса сей хронологический трюк особо не сказался, если только не считать его следствием тот факт, что нынешние лауреаты существенно помолодели относительно предыдущих. Но тут уж, скорее, вопросы к жюри. Впрочем молодость не порок, и обилие на сцене совсем юных лиц вряд ли надо считать заигрыванием с поколением двадцати-и-чуть-более-летних. Заработали свои призы – вот и получили. Каких-то провальных работ в шорт-листе «Серебряной камеры» не наблюдалось, хотя все же вызывает некоторое удивление отсутствие в коротком списке произведений ряда заслуженных мэтров, в том числе и прежних лауреатов конкурса. Не исключено, что в этом году их намеренно оставили в тени, чтобы дать дорогу представителям новой генерации.

Напомним, столичный конкурс фоторепортажей проводится по трем номинациям – «Архитектура», «События и повседневная жизнь», «Лица». В каждой из них помимо главного приза от правительства Москвы (его денежный эквивалент составил в этом году 133 тысячи рублей) вручаются еще и награды от спонсоров – например, нескольких участников премировали творческими командировками в Лондон, Париж или Дюссельдорф.

Итоговая выставка «Серебряной камеры» проходила в конце прошлого года в «Манеже», где посетители попутно имели возможность проголосовать за приз зрительских симпатий (в результате он достался Сергею Кузнецову за серию «М+Ж», посвященную баскетболу).

Кстати, на нынешней церемонии директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова объявила, что в следующем году они собираются завести еще и конкурсы всероссийского масштаба. Один из них, под названием «Золотая камера», структурно будет, скорее всего, походить на свой столичный прототип, а вот конкурс «Путешествие в Россию» подразумевает повышенное внимание к культурно-историческому наследию страны. Подробности обоих проектов обещаны в скором будущем на сайте МДФ.

Но вернемся к лауреатам «Серебряной камеры». В номинации «Архитектура» главный приз достался вполне себе молодому московскому фотографу Кириллу Савченкову за концептуальную серию «Пустота». Виды урбанистических окраин попарно соседствуют здесь с природными пейзажами – строго говоря, никаких внятных произведений зодчества автор не фиксировал, зато нашел собственный алгоритм передачи впечатлений от «никаких» пространств. При желании эту серию можно рассматривать как визуальную притчу, скрашенную неброской лирикой. Глубокомысленная меланхолия проступает и в другом лауреатском цикле: в номинации «Лица» выиграл тверской фотограф Роман Какоткин (вряд ли надо добавлять, что он тоже молод) с серией «Герой дня. Крупный план». Парадоксальным образом эти черно-белые кадры не являются портретами реальных людей.

Автор снимал порченные временем и погодой афиши с ликами всевозможных звезд. Философский вывод очевиден: сик транзит глориа мунди — так проходит мирская слава.

Исходя из двух помянутых сюжетов, можно было бы предположить, что в репортерском конкурсе настоящим геройским репортерам, работающим на острие текущей действительности, так и не пофартило. Однако положение дел откорректировал результат в номинации «События и повседневная жизнь». Жюри здесь не просто отдало дань актуальной теме (главного приза удостоились хроники недавних драматических событий на Манежке), но еще и расщедрилось настолько, что провозгласило лауреатами сразу двух фотографов, которые в минувшем декабре снимали практически одно и то же. Серия Ильи Варламова называется «Беспорядки на Манежной площади», а кадры Андрея Стенина объединены заголовком «Манежная площадь, 11 декабря». Признаться, если убрать подписи, то авторов вряд ли кто-нибудь различит, поскольку мизансцены с противостоянием разгоряченных демонстрантов и ошалевших омоновцев однотипны по определению. Сдвоенный приз, надо полагать, вручили за верность профессии и за личную отвагу. Кстати, Андрей Стенин, фотокор агентства РИА «Новости», за призом не явился по уважительной причине: он сейчас работает в Ливии.