Василий Макарович Шукшин был увлечен Стенькой Разиным с детства – с того момента, как впервые услышал песню «Из-за острова на стрежень». Работая всю жизнь над раскрытием сути русского крестьянства, он пришел к выводу, что Разин – ключевая в нем фигура, перерыл тонны источников, а результатом стал трехчастный роман «Я пришел дать вам волю». Для русского писателя такой путь традиционен – Толстой тоже, как известно, искал истоки декабризма в войне 1812 года. Поводом для съемок фильма «Он пришел дать нам волю» журналиста и писателя Леонида Парфенова стал не интерес к истокам пресловутой Новой России (в этом направлении Парфенов куда больше сделал в рамках проекта «Намедни»), а памятная дата – 80-летний юбилей первого и единственного президента СССР Михаила Сергеевича Горбачева.
Фильм, вчера вечером показанный на Первом канале, начинается традиционно бойко.
Начало перестройки, Горбачев на пересечении Невского с Лиговским, потом резкий скачок в родное для героя «село с говорящим названием Привольное» и так далее со всеми (ну, почти) остановками.
Парфенова, как водится, в его картинах больше, чем Горбачева: сегодняшние интервью с экс-президентом занимают едва ли треть хронометража. На остальном пространстве царит сам журналист. Крупные планы судорожно сменяются средними, автор моментально перемещается между ключевыми точками биографии героя: вот парк «Сокольники», где Михаил Сергеевич впервые поцеловал Раису Максимовну, вот Ставрополь, вот осколки Берлинской стены, вот нижегородская ссыльная квартира-музей академика Сахарова. А вот уже сам генсек Горбачев говорит со зрителем из поднятой Парфеновым трубки. Обороты фильм сбавляет лишь к концу, когда приходит время показать сегодняшнюю жизнь юбиляра: одиночество в дачном сумраке, взрослая внучка, навещающая деда, и запись двухлетней давности, на которой Горбачев записывает с Андреем Макаревичем альбом «Песни для Раисы».
Чтобы закончить с техническими характеристиками, скажем – лента сделана традиционно мастерски. Фильмы Парфенова — это уже давно бренд. «Он пришел дать нам волю» смонтирован настолько лихо, что биография Горбачева превращается в этакий брейкбитовый ремикс, с картонными схемами, хроникой, стрекочущими в саундтреке гитарами и точно расставленными ироничными акцентами.
С содержанием сложнее. В рецензии «Парка культуры» на книгу «Намедни. Наша эра. 1981–1990» уже было отмечено, что для историка, которым вновь подвизается Парфенов, судить о временах своей молодости — дело весьма опасное. А уж тем более опасно для автора говорить о фигуре, которой он в значительной степени обязан своей блестящей карьерой.
Стараясь сохранить маску ироничного резонера (например, передразнивая южный говор и знаменитые жесты генсека), Парфенов то и дело срывается на восторг и спорные ремарки (помимо «села с говорящим названием» звучит, скажем, словосочетание «хула на лихие 80-е»).
Испытывая понятное желание воспеть Горбачева — вестника свободы (слова, совести и пр.) и плюрализма, он, что называется, пробалтывает спорные эпизоды, которые есть в биографии любого политика и которые придают объема любой большой фигуре. Это касается в первую очередь захлопываний выступлений того же Сахарова или знаменитого выступления Ельцина на XXVIII съезде, на котором он заявил о выходе из партии.
Доходит до смешного: после подробного эпизода, в котором немецкий народ просил Горбачева помочь с разрушением Берлинской стены, Парфенов вовсе забывает рассказать о том, как генсек стал президентом.
Все эти претензии, разумеется, можно списать на то, что среди зрителей, очутившихся в половине одиннадцатого вечера перед телевизором, вряд ли были люди, незнакомые с предметом, а сам фильм предназначен многочисленным поклонникам Горбачева. Впрочем, быть может, главное назначение этого фильма – подарок самому юбиляру, который после распада Союза уже не может претендовать на очередную звезду Героя, но взамен получил нарядный ремикс своей жизни от одного из лучших журналистов страны.