Пенсионный советник

У Михалкова отсудили процент

Суд отменил аккредитацию РСП на сбор налога за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений

Игорь Карев 26.01.2011, 13:30
Никита Михалков ИТАР-ТАСС
Никита Михалков

Арбитражный суд Москвы отменил аккредитацию Российского союза правообладателей на сбор налога за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений и обязал провести повторный конкурс в течение 30 дней. Подавшее иск Российское общество по смежным правам ожидает апелляций со стороны проигравшей стороны.

Арбитражный суд города Москвы вчера отменил приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура), согласно которому аккредитованной организацией по сбору вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях назначен Российский союз правообладателей (РСП). Кроме того, суд обязал Росохранкультуру в течение 30 дней назначить новый конкурс по аккредитации.

Таким образом, иск Российского общества по смежным правам (РОСП) к Росохранкультуре, поданный в октябре прошлого года, оказался полностью удовлетворен:

суд согласился с доводами истца и признал, что процедура аккредитации проведена с нарушением закона.

«Росохранкультура не имела права проводить аккредитацию без постановления правительства России. Они могли провести аккредитацию, а постановление вышло бы через три года — на какие бы средства это время жил бы аппарат выигравшей организации? Без постановления правительства нельзя было установить сумму сборов, какой процент пошел бы на покрытие расходов: не было утвержденных ставок, не было методик для таких сборов», — сказала «Парку культуры» директор РОСП Анжелика Коротаева.

Она считает, что РСП обязательно подаст апелляцию: на это у них есть 30 дней с момента решения. Тем не менее РСП не может собирать компенсационный авторский сбор с импортной и производимой в России техники: этим правом обладает только организация с государственной аккредитацией, которой на данный момент – в соответствии с решением суда – нет ни у кого.

«Решение суда обязывает РСП прекратить собирать вознаграждение, даже при наличии прямых договоров, потому что этот сбор является компенсационным», — сказала Коротаева.

В случае вступления решения суда в силу (после прохождения всех возможных этапов апелляций и кассаций), новое утверждение аккредитованной организации может произойти лишь через три месяца: в соответствии с положением, заседание аккредитационной комиссии должно состояться не менее чем через 95 дней после объявления о конкурсе.

Представители РСП решение суда комментировать отказались.

Заседание аккредитационной комиссии по определению организации, которая будет собирать так называемый «налог на болванки», состоялось 20 сентября 2010 года. В эту комиссию входили представители Росохранкультуры, Минкульта, ФСБ, ФТС, режиссер Карен Шахназаров, певец Дмитрий Маликов и другие деятели культуры. На объявленный весной того же года конкурс были поданы две заявки – от РСП и РОСП. Результаты заседания комиссии не озвучивали и не комментировали ни члены комиссии, ни сотрудники Росохранкультуры.

Сама норма закона, предусматривающая сбор со средств копирования, впервые появилась еще в 1993 году, но конкретный порядок взимания платежей не был прописан. Тогда же было создано РОСП, которое и должно было заниматься организаций подобных сборов и распределением их среди правообладателей.

В конце 2009 года был создан РСП, учредителями которого стали Союз кинематографистов, Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Президентом совета РСП был выбран Никита Михалков.

Постановление правительства, определившее порядок реализации прав авторов, заложенных в статье 1245 ГК РФ, величину сбора (1% от стоимости) и установившее перечень средств копирования, с которых он должен взиматься, появилось 14 октября.

И лишь спустя десять дней появился приказ Росохранкультуры, который назначал аккредитованной организацией именно РСП.

При этом в интервью «Парку культуры» представители РОСП и РСП сообщили, что обе организации готовы работать по ставке, утвержденной правительством, а сборы они планировали распределять в таких пропорциях. РСП был готов потратить 15% на содержание своего аппарата, а остальные деньги либо полностью перечислять правообладателям, либо направлять часть из них в специальные фонды поддержки деятелей культуры. РОСП на своё содержание собиралось тратить не более 10%, а остальные деньги отдавать правообладателям; никаких фондов создавать не планировалось.

Сразу после опубликования оспоренного РОСП приказа генеральный директор РСП Андрей Кричевский сказал «Парку культуры», что РСП будет участвовать в судебных разбирательствах между РОСП и Росохранкультурой, а также выразил мнение, что шансы на выигрыш дела у конкурента не очень высокие. В декабре стало известно, что РСП удалось собрать около миллиона долларов всего за два месяца работы. При этом договоры об отчисления были заключены с российскими представительствами Sony Corporation, корпорации Fujifilm и некоторых других иностранных производителей техники.