Что изменилось
в Сирии за год

Инфографика
Виктория Волошина
о новых идеях сэкономить
на стариках

«Отчаянные домохозяйки» против джихада

Обнародован очередной слив Wikileaks под названием «Дэвид Леттерман: Агент влияния»

«Парк культуры» 09.12.2010, 10:22
ecranlarge.com

Обнародованная Wikileaks дипломатическая переписка наглядно показывает роль ситкомов в пропаганде американского образа жизни и их значение для будущего джихада.

Очередная порция засекреченных документов, опубликованная через газету The Guardian сайтом Wikileaks, касается не взаимоотношений политиков в разных концах света друг с другом и с США, а такой мирной темы, как продукция американской индустрии развлечений и её распространение в мусульманских государствах Ближнего Востока. Документ под названием «Дэвид Леттерман: Агент влияния» содержит информацию, собранную американскими дипломатами, работающими в Саудовской Аравии. Они, например, пишут, что развлекательные программы вроде сериала «Отчаянные домохозяйки» или «Вечернее шоу с Дэвидом Леттерманом» делают много больше, чем официальные пропагандистские телеканалы, чтобы убедить арабскую молодежь не идти по пути джихада.

Очень популярны у арабов комедийные ситкомы вроде «Друзей», а обаяние актеров (названы имена Евы Лонгория, Дженнифер Энистон и Дэвида Швиммера) усиливает эффект, который производит заокеанская телепродукция.

Не остался в стороне и Голливуд. Дипломаты передали в Вашингтон и данные о том, что некоторые темы в фильмах вызывают наибольший отклик у местной аудитории: героическое противостояние коррупции (Джордж Клуни в фильме 2007 года «Майкл Клейтон») или повиновение закону в ущерб собственным интересам (Аль Пачино и Робин Уильямс в «Бессоннице» Нолана).

В документе приводятся слова одного из директоров новостного канала «Аль-Арабия», который сказал, что программы из Америки «смотрят даже в удаленных уголках страны, и там уже не встретить бедуина в традиционном одеянии, а все подростки одеваются по западной моде и интересуются внешним миром».

Также арабы говорят, что их подрастающее поколение очаровано американской культурой и хочет учиться по возможности только в США.

При этом дипломаты уверены в неэффективности официального рупора США в этом регионе – новостного канала «Аль-Хурра», на содержание которого Америка тратит $500 млн в год. Длинные и скучные интервью с американскими политиками не способны привлечь молодую аудиторию. Кроме того, журналисты канала, нанятые на Ближнем Востоке, иногда позволяют себе вольности и могут, к примеру, обратиться к зрителям с призывом объединиться против Израиля в поддержку движения «Хезболла», что вряд ли планировалось при создании телеканала в 2004 году.

Следует отметить, что американские шоу и фильмы, которые передаются местными телеканалами, выходят без цензуры и с арабскими субтитрами.

Это делается в рамках так называемой «войны идей» против исламского экстремизма, организованной властями Саудовской Аравии. Но вместе с тем вызывает удивление тот факт, что одновременно с развлекательной продукцией популярностью пользуется американский новостной канал Fox News, который также передается по местным сетям: у него «правая» политическая ориентация, а его ведущие занимают жесткую позицию в отношении исламского радикализма и активно поддерживают американское военное присутствие на Ближнем Востоке.

Впрочем, распространение американского образа жизни среди арабов не ограничивается лишь аудиовизуальной продукцией.

The Guardian со ссылкой на Wikileaks также сообщает о переговорах по изданию в Саудовской Аравии местной версии The Wall Street Journal, которые вел сын медиамагната Руперта Мердока, а также о возможном заключении контракта на издание без цензуры The International Herald Tribune.