Сделать Газету.Ru своим источником в Яндекс.Новостях?
Нет, не хочу
Да, давайте

Им снится пепел

Выставка «Помпеи. Тайны погребенного города»

Год Франции в разгаре, но и год Италии не за горами. Первой ласточкой грядущего апеннинского сезона в России стала выставка «Помпеи. Тайны погребенного города», привезенная в Исторический музей из Неаполя.

Если проехать по автомагистрали мимо Везувия, у самого его подножия можно обнаружить плотную пригородную застройку. Некоторые домики от тесноты даже взобрались на склоны. Буквально диву даешься: наверняка ведь любой местный житель без запинки перечислит все известные случаи извержений и землетрясений – их было несколько за последние девятнадцать веков, уже после гибели Помпей. Вулкан так и не впал в окончательную спячку... Однако сегодняшних неаполитанцев, похоже, это нимало не беспокоит. Что уж говорить о помпеянах, геркуланумцах и жителях других древнеримских городов, располагавшихся когда-то поблизости. До них история не донесла никаких сведений о предыдущей вулканической активности.

Везувий считался безжизненным и безопасным.

Хотя было им прямое указание от природы: за 17 лет до тотальной катастрофы, в 62 году н. э., случилась катастрофа помельче. В результате землетрясения пострадало множество строений, впрочем человеческие жертвы оказались не слишком велики. Император Нерон, даром что считался безумцем, хотел было запретить восстанавливать Помпеи, будто чувствовал недоброе. Но здешние патриции (среди них хватало влиятельных римских чиновников, имевших близ Везувия роскошные виллы) императорскую волю изящно проигнорировали. Важнейший тогда город в регионе Кампания интенсивно отстраивался и украшался пуще прежнего. Кое-что доделать так и не успели. Например, в городских термах, которые обнаружили потом при раскопках, оказалось недостроенным женское отделение, а бассейн был выложен мрамором только наполовину...

24 августа 79 года всем стало не до бани.

«Сколько страшного мы пережили! Мы видели, как море отходит назад; земля сотрясалась, как бы отталкивая его. С другой стороны – черная страшная туча, которую прорывали в разных местах перебегающие огненные зигзаги; она разверзлась широкими полыхающими полосами, похожими на молнии, но большими...».

Сюжет знаменитой картины Карла Брюллова не столь уж далек от реальности, как можно подумать. Создавая «Последний день Помпеи», художник базировался на описаниях событий, оставленных очевидцем — историком Плинием Младшим, и даже специально ездил на место раскопок, чтобы проникнуться атмосферой. Однако на полотне запечатлен вовсе не апофеоз трагедии, а лишь ее пролог.

Научная версия гласит, что у жителей Помпей было достаточно времени для того, чтобы покинуть город. Большинство из них так и поступили: из 20 тысяч населения погибли около 2 тысяч.

Это были либо рабы, оставленные хозяевами присматривать за имуществом, либо больные и немощные, которых не удалось эвакуировать, либо еще оптимисты, уверенные, что все обойдется. Причиной массовой смерти называют отравление ядовитыми газами. Довершил дело пятиметровый слой вулканического пепла, которым город заметало несколько суток. Последнее обстоятельство и привело к тому, что спустя столетия Помпеи удалось откопать практически в нетронутом виде. Если бы город накрыло лавой, археологам здесь вряд ли бы что-нибудь светило.

Спорадические раскопки на территории Помпей и Геркуланума начались еще в XVII веке, правда носили они грабительский по целям и варварский по технологии характер.

Со временем из рук королевских гробокопателей дело стало переходить в ведение ученых. Подавляющее большинство находок в итоге сконцентрировались в Неаполе, в Национальном археологическом музее. Хотя и бесконечно жаль, что вывезли туда слишком многое (скажем, фрески смотрелись бы гораздо лучше в «родном» антураже, а то в нынешних Помпеях преобладают голые стены), но сделанного не воротишь... Один из плюсов такого тотального перемещения ценностей – возможность гастрольных показов, которой мы теперь счастливо пользуемся.

Доехали до Москвы все-таки не самые главные экспонаты неаполитанского музея, а скорее «типичные образцы».

Да и трудно представить, чтобы кто-нибудь рискнул транспортировать, допустим, знаменитую помпейскую мозаику «Битва Александра Македонского с Дарием». Однако привезенного достаточно, чтобы ощутить особенности тамошней коллекции. Ее ценность не столько в роскоши (хотя среди экспонатов можно видеть целый ряд ювелирных украшений из золота с самоцветами), сколько в уникальных проявлениях бытовой культуры.

Трагедия Помпей оказалась подарком для будущих поколений.

Не сохранилось нигде больше таких объемов настенной древнеримской живописи (подборка фресковых фрагментов в ГИМе вполне впечатляюща и репрезентативна, хотя феномена, конечно, не исчерпывает). Давным-давно затерялись в веках и войнах кухонные сервизы той эпохи, мраморные фонтанные статуэтки, замки с ключами, измерительные приборы, светильники, украшения спинки кроватей – только вот помпейские артефакты и остались. Правда, не только помпейские: в экспозиции найдутся и вещицы из Геркуланума, Стабий, Боскореале. Раскопки в окрестностях Везувия довольно обширны и продолжаются до сих пор.

Но вот вам один лишь факт для мысленного взвешивания.

Даже территория Помпей, самого известного из погребенных вулканом поселений, в пределах городской стены недораскопана на 20% (на местности это видно невооруженным глазом). Где еще в округе располагались патрицианские виллы и что в них могло содержаться, только Юпитеру известно. Так что история с археологией там совсем не закончена — дальнейшие сюрпризы неизбежны.

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть