Пенсионный советник

Мать как диагноз

В прокат выходит «Мать» Бон Джун-хо

Дарья Горячева 19.05.2010, 17:57
outnow.ch

В прокат выходит «Мать» корейца Бон Джун-хо — мощный детективный триллер о том, на что способна родительница ради обиженного ребенка.

Мать продает в лавке коренья и подрабатывает иглоукалыванием, чтобы содержать сына До-Чжуна — заторможенного молодого человека далеко за двадцать, с явным отставанием в развитии, к которому она испытывает чересчур, как может показаться, трепетную привязанность. До-Чжуна сбивает дорогая машина и уезжает прочь с места событий, а его приятель уговаривает парня разыскать обидчиков, и, отловив богачей в гольф-клубе, друзья устраивают показательный дебош. Такое дело в маленьком городке, где все друг друга знают, несложно решить полюбовно, а вот как быть с убийством, мало кто понимает, потому что убийств здесь не было уже много лет. Через несколько дней будет найдена мертвая школьница, выставленная на обозрение на крыше дома. Рядом с телом лежит мячик для гольфа, на котором выведено имя До-Чжуна. Не помогут ни знакомства, ни мольбы, ни симпатии следователя — дело закрыто. Только мать верит в невиновность сына и самостоятельно продолжает расследование.

Если брать за точку отсчета Пак Чхан-ука или фестивального посла Кореи Ким Ки Дука, «Мать» не совсем то, что у нас принято считать типичным корейским кино.

Здесь не вытаскивают крючком внутренности и не рифмуют круги жизни с временами года: фильм Бон Джун-хо («Вторжение динозавра», «Токио!») — тихий детектив, в котором маловато (по меркам азиатского кино) насилия и жестокости. Помимо того что «Мать» попала в программу «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и выдвигалась от Южной Кореи на «Оскар», картина собрала кучу призов азиатских фестивалей, то есть получила признание как местное, а не экспортное кино. И в то же время фильм доступен самому широкому кругу, а не только знатокам корейского кинематографа и тамошних реалий, доказательством чему служат экзальтированные похвалы критиков со всего света и рейтинг 8.1 на imdb.com.

«Мать» — немножко «Подмена» Клинта Иствуда, т. е. фильм о том, что для матери борьба за благо ребенка — это война.

Мать подминает под себя действительность, как танк, и ее не остановит ни закон, ни полиция, ни здравый смысл, ни общественное мнение. Немножко «Семь» — темный дождливый триллер об исподней сущности города. И немножко Агата Кристи, потому что героине фильма приходится на время превратиться в мисс Марпл. По форме «Мать» — детектив, и будьте уверены: как детектив фильм работает до последней минуты. Имя убийцы вы узнаете не раньше и не позже, чем героиня. Вместе с ней вы пройдете извилистый путь, плутая в ложных обвинениях, попытках разобраться в мотивах, выудить свидетельские показания и откопать решающие улики.

Порою «Мать» скатывается в социальную драму, как и другой фильм Бон Джун-хо — «Воспоминания об убийстве», на который «Мать» отчасти похожа.

Там тоже было провинциальное убийство, равнодушие полицейских, желание поскорей найти козла отпущения, приправленное варварскими методами допроса. Но дело не только в полиции. Пока мать ищет убийцу, местная элита кутит, глава психиатрической клиники и лучший адвокат города напиваются до беспамятства в обществе проституток.

Если бы фильм Бон Джун-хо был только лишь детективом, то и назывался бы он как-то иначе (может, «Шарик для гольфа»), но он называется «Мать». Именно она здесь главное действующее лицо, и именно на актрисе Ким Хе-я держится весь рассказ. В корейском кино она — воплощение материнского архетипа, а здесь вырывается из стандарта, играя родительство как болезненную страсть. Латентное безумие живет в ее героине, потихоньку закипает где-то внутри, чтобы выпрыгнуть чертом из табакерки, когда ради спасения сына приходится идти наперекор всему миру и самой себе. Бон Джун-хо сталкивает и противопоставляет два характера. Кто из них более сумасшедший: сын, который болен с рождения, или мать, которая помешана потому, что у нее есть сын, забота о котором лишает ее рассудка?

Латентное безумие живет в каждой матери: мать, согласно фильму Бон Джун-хо, это диагноз.