Пенсионный советник

В пустоте выстрелы звонче

В прокат выходит «Из Парижа с любовью»

Ярослав Забалуев 02.02.2010, 10:32
outnow.ch

В прокат выходит «Из Парижа с любовью» — звенящий гильзами боевик с вазой кокаина и лысым Джоном Траволтой от режиссера «Заложницы».

У Джеймса Риса, сотрудника американского посольства во Франции, молодого карьериста с усами ниточкой, есть мечта. Он очень хочет стать настоящим шпионом. Холодный ум, позволивший добиться дружбы с послом, и редкое для кабинетного работника самообладание не выжили из его души романтические представления о рыцарях плаща и, простите, кинжала. Невидимый начальник на родине этим цинично пользуется и, нагнав туману, вешает на Риса черную работу – поменять номера у служебной машины, наклеить жучок в кабинете посла, прочая мелочь. Так продолжается до приезда в Париж Чарли Вэкса – лысого отморозка и гордости спецслужб. Несмотря на всю брутальность новоприбывшего агента, посольского хлюпика просят сперва встретить его на таможне, а потом и помочь выполнить неназванную миссию. Начальство, посмеиваясь, устраняется из эфира, Рис становится мужчиной, Вэкс отстреливает негодяев, гильзы звенят о бетон, Париж содрогается от любви.

Кинофабрика Люка Бессона Europa corp., как известно, специализируется на надувательстве зрителей.

Бессон не зря прослыл великим жуликом: столько лет кормить зрителя изначально меченым вырождением сериалом про «Такси» вплоть до появления в кадре Сильвестра Сталлоне – для этого нужен особый талант. Режиссер и продюсер окружил себя словно в инкубаторе выращенными мастерами ширпотреба и, кажется, планировал до упора издеваться над общественным вкусом. Но тут что-то произошло — то ли обиженный провалом «Жанны д'Арк» мастер смилостивился над зрителем, то ли карты так легли, когда в его конторе появился новичок по имени Пьер Морель.

Начав прыгучим «13-м районом», в позапрошлом году он внезапно выстрелил сравнительно недорогой «Заложницей», которая вдруг стала хитом американского и мирового проката и завоевала едва ли не культовый статус среди любителей фильмов категории «Б».

В оболочку простого, без лишних изысков боевика он запихнул сразу и торговлю людьми, и расправу над осточертевшими албанцами, и, главное, Лайама Ниссона, скорбный лик которого сделал слетевшего с катушек экс-цэрэушника еще более устрашающим.

«Из Парижа с любовью» — это, впрочем, ни разу не «Заложница» (у которой скоро будет сиквел), а скорее этот самый «13-й район», в который впрыснули летальную дозу «Адреналина». Довольно глупо искать в разборках с китайцами и арабами политический подтекст: иногда трупы — это просто трупы. Тем более что разобраться в том, кто и в чем провинился перед спецслужбами (и перед какими, кстати?), толком не удается.

Да и не нужно.

Сам Бессон привычно выступил в роли «автора идеи», и тут требуются некоторые пояснения. Продюсер, очевидно, не столько придумывает сюжеты, сколько драматургически безупречно выстраивает простейшие предпосылки, которые на экране работают на фирменный забойный ритм, сложенный из темпа французского хауса и лихорадочности гонконгских боевиков.

Стволы замолкают здесь только ради коротких очередей из диалогов, шуток и патологических ухмылок Траволты, которым на пользу и ваза с кокаином, и тарантиновский «рояль с сыром».

Конечно, когда отгремит последний выстрел и вся эта суматошная многоходовка наконец завершится, станет понятно, что весь этот шум и гром лишь удачно декорировал разлитую по экрану пустоту. Здесь нет ни шутовского эпического размаха «Адреналина», ни трэшевого обаяния «Пристрели их», но нигде гильзы не сыплются так звонко, а выстрелы не звучат так гулко, как в этой самой пустоте.