Брук Шилдс ягодка опять

Педофильский скандал в Лондоне

tate.org.uk
В мире искусства очередной педофильский скандал: лондонская галерея Tate Modern вынуждена была снять с масштабной выставки поп-арта фото обнаженной десятилетней девочки.

Тема педофилии что-то небывало актуализировалась в последние дни. Страсти вокруг ареста режиссера Романа Полански в связи с давним делом о совращении несовершеннолетней не то что не стихли – они даже разгореться толком не успели, а налицо уже новый скандал.

И опять неистребимое ощущение дежа-вю: обстоятельства нового дела позволяют провести множество параллелей с «делом Полански». Дело в том, что в центре нового скандала вновь девочка-модель, правда, на сей раз не 13-, а 10-летняя. Опять жадная и тщеславная мама, жаждущая успешной карьеры дочери. Опять дела давно минувших дней: второй пострадавшей от взрослых девочке сегодня столько же, сколько и жертве Полански, – почти 45.

Вот только зовут ее не Саманта Геймер, а Брук Шилдс.

Да-да, та самая звезда видеосалонов 80-х из «Голубой лагуны». Впрочем, обо всем по порядку.

Новый педофильский скандал случился не в Цюрихе, а в Лондоне. Знаменитая тамошняя галерея современного искусства Tate Modern вчера открыла масштабнейшую выставку поп-арта под названием «Поп-жизнь: искусство материального мира». Событие, надо сказать, весьма значимое в мире современного искусства, потому как экспозицию лондонцы собрали более чем представительную. Выставлено, естественно, множество работ основоположника направления Энди Уорхола, правда, в основном позднего периода. Выставили и других столпов поп-арта – покойного американского художника Кейта Харинга с его знаменитым магазином Pop Shop, одного из самых дорогих художников современности британца Дэмиена Херста, японца Такеши Мураками с его анимешными мега-куклами. Хватало, естественно, и провокационных работ вроде скульптур Джеффа Кунса из его знаменитой серии «Сделано на небесах», где художник вдохновенно занимается сексом с женой (сегодня уже бывшей), известной итальянской порнозвездой Чиччолиной.

Но героиней главного скандала выставки стала вовсе не Чиччолина, а американская актриса Брук Шилдс. Вернее, тогда еще никакая не актриса. Страсти разгорелись вокруг одной фотографии из серии известного американского художника и фотографа Ричарда Принса «Вдохновленная Америка». На ней изображена густо накрашенная Брук Шилдс в роскошном интерьере ванной.

Пикантность ситуации состоит в том, что модель полностью обнажена, а самой Кристе Брук Камилле Шилдс на момент съемки было всего 10 лет.

Незамеченным такой экспонат, конечно же, остаться не мог. Принс, оправдываясь, объяснял: мол, это «чрезвычайно сложная по смыслу фотография обнаженной девочки, которая похожа на мальчика перед тем, как начать становиться похожей на женщину». Ему вторили и организаторы выставки: Джек Банковски, сокуратор экспозиции, выразил надежду, что противоречия по поводу содержания работы не смогут затмить художественную ценность произведения, и напомнил всем, что Ричард Принс является признанным во всем мире фотографом и «выдающимся художником современности».

Впрочем, руководство галереи призналось, что перед открытием выставки консультировалось с юристами относительно законности демонстрации этого экспоната и по результатам консультаций даже перестраховалось: фотография Принса выставлена в отдельном зале, за закрытыми дверями, а на входе каждого посетителя встречает предупреждающая надпись о том, что данный экспонат является «спорным».

Но возмущенная общественность в замысел вникать не желала и усилий галеристов не оценила.

«Это только формальное оправдание для мягкого детского порно»,

– заявила основательница детской правозащитной организации Kidscape Мишель Элиот. «Я не думаю, чтобы любой из нас согласился бы увидеть своего ребенка на таком снимке. Я считаю это непристойным актом. Десять лет — не тот возраст, когда девочка в состоянии сама решать, согласна ли она на такие съемки, — сказала Мишель. — Фотографию разместили на выставке обходным путем, замаскировав ее под произведение актуального искусства, но выдавать детскую порнографию за искусство просто смешно». Особое негодование борцов с педофилией вызвало решение выставить фото в отдельном зале. Они расценили это исключительно как опосредованную рекламу фото: «Предупреждающая табличка на двери выставочного зала означает, что все педофилы потянутся прямо к этой комнате, как мухи на мед».

Защитницу детских прав поддержали и религиозные деятели. Представитель Христианского института Саймон Калверт заявил: «Я думаю, что любой из родителей, у которых есть маленькие дочери, был бы шокирован, услышав, что галерея, финансируемая за счет налогоплательщиков, выставляет снимок голой десятилетней девочки в ряду порнографических экспонатов. Руководство Tate Modern посоветовалось с юристом, чтобы прикинуть свои шансы избежать неприятностей с этим фото. Лучше бы они консультировались с обычными родителями и общественностью».

В итоге дошло до вмешательства полиции.

Сначала Скотленд-Ярд официально предупредил галеристов о том, что полиция готова рассматривать все жалобы на данную работу, которые поступят от посетителей. А за день до вчерашнего открытия в галерее появились полицейские. «По поводу этой фотографии наши офицеры из подразделения по непристойным публикациям встречались с сотрудниками галереи Tate Modern. Полицейские являются экспертами в этой области и готовы работать с руководством галереи, чтобы не допустить нарушения законодательства или оскорбления посетителей», — заявил после этого представитель Скотленд-Ярда.

В итоге посетители, собравшиеся вчера вечером на открытие выставки, обнаружили пресловутую комнату запертой. А организаторы выставки признались: «Этот объект временно снят с экспозиции. Мы проводим консультации с полицией». Также в галерее сообщили, что изъяли из продажи каталог выставки, в котором также была опубликована фотография Шилдс.

Вот, собственно, и все, хотя история наверняка получит продолжение.

Скандал намечается большой, сторонники свободы творчества наверняка не оставят этот «акт цензуры» без внимания.

Можно было бы, конечно, присоединиться к ним и долго бурчать по поводу ханжей и перестраховщиков – мол, вы бы еще знаменитый снимок Ника Юта с обнаженной вьетнамской девочкой, убегающей от взрыва напалма, запретите экспонировать. А что, Ким Фук тогда было всего 9 лет, да и фото там гораздо откровеннее.

Можно было бы, но что-то мешает. Наверное, обстоятельства появления этого фото Брук Шилдс.

Во-первых, скандальное фото снято вовсе не Ричардом Принсом. Это всего лишь переснятый и художественно обработанный снимок американского фотографа Гарри Гросса. А снят он был при весьма невеселых обстоятельствах.

Дело в том, что детства у Брук Шилдс не было, а вот безумная мамаша была.

Ее мать, актриса и модель Терри Шилдс, женщина суровая и властная, изначально решила, что ее дочь непременно должна стать знаменитой моделью. В итоге уже в возрасте одиннадцати месяцев Брук вместе со своей матерью в первый раз вышла на подиум и чуть позже снялась в рекламе мыла. Терри была убеждена, что для достижения заветной цели все средства хороши, и в средствах этих не стеснялась.

Чего стоит эпизод с первым появлением будущей звезды «Голубой лагуны» на киноэкране. Когда девочке было двенадцать, мамаша добилась для нее главной роли в фильме Луи Маля «Прелестное дитя». Зацикленную на славе мамочку ничуть не смущало, что дочь предстанет перед многомиллионной аудиторией в образе малолетней проститутки, и из-за эротических сцен в фильме в некоторых странах кинокартина вышла в урезанном виде. Да и в весьма откровенной «Голубой лагуне» Брук снималась 14-летней. Безусловно, в результате секс-символом Америки она стала, но вот чего ей это стоило…

Фотосессия у Гарри Гросса – событие из этого же ряда.

Именно с нее началась фотокарьера Брук Шилдс. В 1975 году по настоянию матери 10-летняя Брук снялась обнаженной в серии снимков под названием «Женщина в ребенке», причем сессия предназначалась для издательства Playboy Press. Об отношении самой Шилдс с этим снимкам весьма красноречиво свидетельствует тот факт, что, едва достигнув 16-летия в 1981 году, Брук судилась с Гроссом, пытаясь выкупить негативы и добиваясь запрещения публиковать данные фотографии. Однако суд стал на сторону фотографа, и в 1983 году было вынесено судебное решение о том, что Гросс имеет право на воспроизведение и показ данных работ. Этим правом Гросс воспользовался, и фотографии были выставлены в Музее изящных искусств Манхэттена в сентябре 1998 года.

Именно во время громкого судебного процесса на снимки и обратил внимание уже тогда знаменитый Ричард Принс…

Так что, похоже, в данном случае перед нами и впрямь классически чистый случай сексуальной эксплуатации детей, причем родной матерью. Ведь даже тот давний суд, хоть и признал право фотографа на снимки, в решении все-таки отметил, что сама Брук «была несчастной жертвой контракта, на который ее обрекли двое алчных взрослых людей».