Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Гонконгский дозор

Рецензия на фильм «Пятое измерение»

about.com
В прокат выходит «Пятое измерение» — эффектно раздвинувший границы жанра фантастический триллер от автора «Счастливого числа Слевина», будто бы вдохновленный «Ночным дозором».

Третий рейх, как известно, не на шутку был озабочен созданием сверхсолдат, силой мысли способных укладывать врагов к затянутым в Hugo Boss ногам аккуратными штабелями. В наше время эстафету нацистских хирургов с острыми скальпелями и внимательными микроскопами перехватила секретная правительственная организация, во главе которой стал политкорректный зловещий негр (Джимон Хунсу). Поворотные события в поисках сверхъестественных талантов развернулись на окраинах Гонконга, где встретились быстро прогрессирующий телекинетик (Крис Эванс), 13-летняя ясновидящая (Дакота Фэннинг) с розовыми прядями и загадочная брюнетка (Камилла Белль), обладающая выдающимися способностями к телепатии.

Режиссеру Полу МакГигану, видимо, на роду написано снимать кино, которое сперва проваливается в прокате, а после получает своих преданных фанатов.

Причем поклонники частенько приходят из рядов бывших ненавистников. Так было со «Счастливым числом Слевина», которое критика практически единогласно обозвала глупой формалистской поделкой и лишь спустя пару лет признала чуть ли не классикой жанра. Та же судьба, кажется, уготована и «Пятому измерению», еле-еле отбившему в мировом прокате смешной 35-миллионный бюджет.

Перенеся переживающий очередное рождение в голливудской кузнице жанр супергеройского кино на непривычную гонконгскую почву, режиссер добился сразу почти всего, что не удавалось мучительно очеловечивающимся «Железному человеку», «Темному рыцарю» и прочим нашим друзьям в смешных костюмах. Кстати, об одежде – не ждите от фильма латекса, громов и молний. Их не будет. Вместо этого будут потертые джинсы и трехдневная щетина. Впрочем, злодеи здесь одеваются в куда более аккуратные костюмы, больше подходящие мафиози высшего звена.

Парадоксальным образом «Пятое измерение» местами кажется почти буквально вдохновленным отечественными «Дозорами»:

тут сверхлюди живут в съемных халупах, скверно одеваются, пьют и решают вполне человеческие вопросы. Здесь нет ничего даже от «Хранителей», хоть и развенчавших комиксовую мифологию, но все же принадлежавших той же самой культурной парадигме.

У МакГигана правила принципиально иные – минимум спецэффектов, дрожащая камера, отсутствие звезд, кроме повзрослевшей Фэннинг. Вместо всего этого авторы предлагают навечно карваевский Гонконг, вечный Чайнатаун, безошибочно бьющий по центрам удовольствия любого киномана. Кто-то вспомнит «Бегущего по лезвию», кто-то — «Матрицу», самые чувствительные успокоятся возвращением в пространство «Любовного настроения» и «Чунгкингского экспресса».

В смысле построения действия и организации пространства режиссер пользуется почти теми же приемами, что и в «Счастливом числе», и вновь с легкостью раздвигает границы жанра.

Партизанские, по его собственному выражению, методы съемки, невесомая ирония, которой пропитано все происходящее, постмодернистское кружево распускается в высокую драму.

Ну а тем, кого не так беспокоит развитие кинокомикса, будет вполне достаточно дуэли на парящих в воздухе пистолетах и пьяной малолетней ясновидящей, монолог которой с легкостью убирает любых поклонников черного латекса и вечнозеленых мутантов.