Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Собирать камни, разбрасывать деньги

Культура по четвергам

Культура по четвергам: выпуск книги «Искусство в собственность» стал хорошим поводом задуматься о смысле и методах коллекционирования контемпорари арта.

Не будет преувеличением сказать, что коллекционирование современного искусства – сфера для многих россиян по-прежнему предельно загадочная. И это несмотря на то, что первые галереи возникли у нас еще в перестроечные годы, а ежегодная ярмарка «Арт Москва» появилась в середине 90-х. На ней, кстати, традиционно представляют опусы из собраний членов Клуба коллекционеров современного искусства, прозрачно намекая: смотрите, это совсем не страшно. Солидные люди покупают актуальные произведения, формируя комфортную среду обитания – и совершенно не стесняются своего увлечения. Наоборот, могут гордиться. Но рядовые зрители, признавая право отдельных личностей на причуды, следовать примеру не торопятся. Если художественный рынок у нас и в целом-то нельзя назвать массовым (в отличие, скажем, от Западной Европы), то уж рынок современного искусства остается суперэлитарным.

Рискну предположить, что дело не только и не столько в недопонимании публикой актуальных тенденций.

Разумеется, этот фактор имеет место, однако поклонников контемпорари арта или хотя бы просто любопытствующих в стране найдется немало. Сходить поглазеть на выставки московской биеннале, к примеру, или на ту же «Арт Москву» – почему бы нет? Но в большинстве случаев любопытство не перерастает в страсть, которая, как известно, и служит основным побудительным мотивом для коллекционирования. В чем препятствие? Во-первых, конечно же, в ценах: актуальное искусство – дорогая игрушка. Иногда непомерно дорогая. Однако и те, кто в средствах не стеснены, не очень-то склонны бросаться головой в омут. Потому что правила неясны и приоритеты туманны. Окажется потом, что не только деньги зря потратил, но еще и полным лохом себя зарекомендовал. Кому охота так обмишуриться?

В подобной ситуации книга Луизы Бак и Джудит Грир «Искусство в собственность», вышедшая на русском языке, могла бы, казалось, внести определенность в умы и спокойствие в души.

Дескать, сейчас нам британские тетеньки растолкуют, что здесь к чему. Тем более, люди они в области контемпорари арта не случайные: Луиза Бак – известный колумнист и арт-критик, а Джудит Грир – многолетний собиратель того самого искусства, о котором и речь. Подзаголовок их печатного труда гласит: «Настольная книга коллекционера современного искусства». Получается, что, поместив сей том у себя в кабинете, читатель может смело ринуться в неизведанную стихию. Если что-нибудь пойдет не так или хотя бы возникнут малейшие сомнения в тактике – берите в руки данное руководство, отыскивайте свою проблему по оглавлению и корректируйте действия согласно инструкциям.

Нетрудно догадаться, впрочем, что ничего подобного авторы в виду не имели.

Было бы недальновидно с их стороны подставляться, давая слишком уж практические рекомендации и обнажая тайные механизмы арт-рынка. Так ведь легко и врагов нажить среди влиятельных лиц и учреждений, не говоря о возможных читательских рекламациях в случае, если рецепты не сработают. Поэтому наиболее весомая доля текста – это компиляция чужих мнений и набор цитат. Некоторые мнения любопытны, цитаты афористичны, но до «сеанса черной магии с полным ее разоблачением» это чтение явно не дотягивает. Больше похоже на курс молодого бойца, где разъясняются отдельные положения «устава» и общие правила «распорядка».

О «дедовщине» и прочих неуставных прелестях можно лишь догадываться.

Не то чтобы книга получилась совсем уж бесконфликтной – колкости иногда проскальзывают. Скажем, о деятельности прославленного лондонского арт-воротилы Чарльза Саатчи дамы отзываются без особого пиетета, правда, тут же оговариваясь, что не признавать его промоутерского дарования невозможно. Или еще позволяют себе публиковать двусмысленные цитаты наподобие такой: «Есть примерно двести коллекционеров, не больше, которые проводят свою жизнь на ярмарках, и все за ними гоняются. Это нелегко, так как половина из них думает только о знойных вечеринках, а вторая половина вообще ненавидит весь этот цирк». Крамола исходит из уст Кателин де Бакер, директора нью-йоркского Armory Show – уж эта леди знает, о чем говорит. Но на подобное мнение всегда найдется десяток других, более оптимистичных. В целом авторы не забывают о позитивном балансе и о том, что главная их задача – пристрастить к коллекционированию, а не отвратить.

Именно из желания преподнести предмет в наивыгодном свете возникают очевидные противоречия.

Например, явно спорят между собой два лейтмотива: с одной стороны, дамы напирают на финансовые выгоды от инвестиций в современное искусство, с другой же – не менее настойчиво отговаривают от стремления нажиться на этом поприще. Тут что-то у них не срастается. По крайней мере, эти назидания должны бы адресоваться разным читателям, а вот уложить их в одну и ту же голову трудновато. Не секрет, что рынок современного искусства – самый динамичный и самый спекулятивный сектор во всей художественной отрасли. Опытные игроки постоянно отслеживают конъюнктуру или даже пробуют на нее влиять.

Потому что сорвать куш здесь столь же вероятно, как и остаться без штанов в результате необдуманных действий.

Или надо быть буквально Крезом, готовым скупать все, что заблагорассудится, и не думающим о рыночных последствиях. Имеется, правда, очень небольшой отряд ценителей, которые действительно обладают достаточным вкусом и интуицией, чтобы за относительно небольшие деньги собирать по-настоящему перспективных авторов. Но этим людям советы британских писательниц ни к чему.

Там, где у Луизы Бак и Джудит Грир заканчиваются противоречия, на их место заступают банальности. Вроде такой: начинающим коллекционерам рекомендовано прислушиваться к собственным чувствам – и помнить одновременно, что без мнения специалистов в этой сфере делать нечего. А как по-другому, извините? Ни разу не доводилось слышать о коллекционерах, которые бы плевать хотели на суждения искусствоведов, – равно как и о тех, кто под давлением консультантов покупал бы опусы, им лично глубоко отвратительные. Хотя следует добавить, конечно, что современное искусство апеллирует не к одному лишь понятию красоты. Эмоциональная гамма тут шире некуда. Вспоминаются слова немецкого философа: «Прекрасное – это та часть ужасного, которую человечество способно вместить в сознание». Видимо, в наше теперешнее сознание вмещается что угодно.

Как вам, к примеру, следующие пассажи из книги: «Произведение современного искусства может практически не отличаться от окружающего мира».

Или: «Мастерство больше не является определяющим фактором современного искусства».

Думаете, это экзальтированные английские дамы палку перегибают? Ничего подобного – напротив, повторяют общие места из актуальной парадигмы. Как говаривал Познер в телевизоре, такие нынче у нас времена. Но какими же критериями тогда прикажете руководствоваться? Авторы немного уклончивы, рассуждают то о трендах, то о концепциях, но на шмуцтитуле в их фолианте красуется цитата из художницы Дженни Хольцер, которая (цитата) расставляет кое-что по местам. Звучит так: «Деньги формируют вкус». Улавливаете? Что дорого стоит, то и шедеврально – не наоборот.

Вы никогда не задумывались, почему картина какого-нибудь великого ренессансного живописца оценивается на аукционе намного дешевле, чем произведение раскрученного новомодного автора (назовем его хотя бы Джоном Доу, англо-американским аналогом нашего Васи Пупкина)? Нет, поймите правильно: Вася Пупкин, то есть Джон Доу, тоже может со временем оказаться фигурой исторического масштаба, ничуть не мельче Бронзино или Корреджо. Но только когда это еще станет понятно, если станет – а соотношение цен уже сегодня возносит нашего Доу будто бы выше любых старых мастеров. Разумеется, это нонсенс.

Понимающие люди по данному поводу лишь улыбнутся.

Здесь срабатывает элементарный коммерческий фактор: все остальные картины условного ренессансного художника давно разошлись по музеям и частным владельцам, и эта, залетевшая по случаю на аукцион, в ценовом раскладе ничего не изменит. Она получит реальную стоимость, благополучно перейдет из рук в руки – вот и вся механика.

С актуальным же искусством есть шанс поиграть, вздуть расценки в десятки раз, нагнать волну ожидания в связи с еще не созданными произведениями... Узнаете модель? Да, вы не ошибаетесь: аналогичные схемы в экономике породили обожаемый нами глобальный кризис. Само собой, вызвал его не арт-рынок. Дилеры современного искусства лишь дежурили на подхвате, но за пособников они сойдут. Оговоримся: речь о западном варианте, наши до полноценной встроенности в подобный механизм пока не доросли. У них все еще впереди. Правда, сейчас в этой сфере наступила передышка – конъюнктуру благоприятной никак не сочтешь. По команде «море волнуется три, кризисная фигура замри» ситуация и впрямь застыла в неловкости и нелепости. И русский перевод книги «Искусство в собственность» пришелся немного не ко времени. Но запастись экземпляром стоит уже сейчас, если вы потенциальный игрок непонятно во что. В час «икс» мотор взревет заново и машина выберется на наезженную колею.

Луиза Бак, Джудит Грир. Искусство в собственность. Настольная книга коллекционера современного искусства. М.: Фэйс Фэшн, 2008.

Новости и материалы
На побережье от мыса Панагия до главного пляжа Анапы нашли новые выбросы мазута
В Минтрансе рассказали о ходе работ по утилизации танкера в Краснодарском крае
В Молдавии заявили об отказе Приднестровья от помощи для закупок газа
Индийская полиция прервала уличный концерт Эда Ширана
Лавров заявил, что выполнить цели СВО — священный долг России
Ксенофонтова обратилась к дочери, за которую боролась в суде: «Сижу за тысячи километров и плачу»
Перминова показала кольцо с бриллиантом на безымянном пальце: «Угадайте кто»
Канье Уэст запустил продажу белых футболок со свастикой
В России продают новую «Оку» без пробега
Вице-президент США Ди Вэнс проведет встречу с Зеленским
Агутин публично обратился к живущей в США дочери: «Держись, будет сложно»
Чемпиону мира по пощечинам заблокировали счета в России
В Петербурге трое мужчин незаконно продали бриллиантов на 5,5 млн рублей
Эксперт заявил, что Трамп вряд ли получит выгоду от редкоземельных металлов на Украине
Эрдоган назвал полным абсурдом план Трампа по Газе
Прокуратура взыскала с дропперов 1,5 млрд рублей
В России предостерегли граждан от покупки жилья в рассрочку
Саша Савельева снялась в бикини, впечатлив фанатов: «Богиня»
Все новости