Затоптать злодея зеброй

На экраны выходит «Очень русский детектив»

Сергей Синяков 19.11.2008, 16:33

На экраны выходит «Очень русский детектив» — очередной капустник от звезд Comedy Club, кособокий и кривой, но более удачный, чем его предшественники — «Самый лучший фильм» и «Гитлер капут».

Иностранный коп Джонни (Юрий Стоянов), чей испитый, помятый и утомленный вид сигнализирует, что человеку пора на покой, лучше любых документов, вынужден повременить с уходом по уважительной причине, типовой для американских полицейских триллеров. В порядке лебединой песни он должен расследовать убийство своего напарника, причем дело окажется куда более муторным, чем можно было бы ожидать сначала.

Дальнейшие события позволят предположить, что неизвестный преступник выбрал в качестве орудия убийства не самый очевидный в такого рода делах арбуз (а не, например, репу или дыню), исходя из бесчеловечной задумки убивать людей в соответствии с русским алфавитом. Получив от руководства нового помощника по имени Брет Пидд (Максим Коновалов, по обыкновению вдохновенно дающий Савелия Крамарова) и приказ «держать себя за яйца и действовать», Джонни пустится по следу злодея, за привычку сорить на местах преступлений перышками метко прозванного Пернатым Убийцей.

На этом пути он познакомится с массой интересных людей, включая паранормальных агентов Малду и Сканера, а также собственную дочь-монахиню, которая более теплых слов, чем «папочка, ты гандон», для вновь обретенного отца не найдет.

Энергичные молодые люди, действующие под вывеской Comedy Club, как бы иллюстрируя хоррор-анекдот про младенцев, которые «ползут на свет», обозначили свое присутствие практически во всех сферах российской культурной жизни, исключая разве монументальную скульптуру и балет. По-человечески понятное желание резидентов ковать железо, пока горячо, обернулось закономерным эффектом отторжения. За несколько лет юные и по-своему симпатичные юмористы успели утомить пораженчески настроенную часть аудитории основательнее, чем их немолодые и некрасивые старшие коллеги из «Аншлага», интенсивно кладущие себя на алтарь комического телевидения не один десяток лет.

Главный удар, что нетрудно было угадать, пришелся на кинематограф.

Не так давно на экраны вышли «Самый лучший фильм» и «Гитлер капут!», традициям которых «Очень русский детектив», в частности, целеустремленно высмеивающий гомосексуализм, следует. К счастью, не досконально, поскольку новый продукт получился, пожалуй, удачнее предшественников. То есть до эталонов пародийной классики уровня трилогии «Голый пистолет» начинающему сценаристу, продюсеру и актеру Вадиму Галыгину (а заявленный в титрах режиссер Карлл Панака — это тоже он) далеко, но все ж поближе, чем авторам «Самого лучшего фильма».

Главным украшением картины является ведущий «Городка» Юрий Стоянов, замечательный, что, в общем, давно было понятно, актер, способный облагородить и отчасти вытащить своим присутствием самый безнадежный проект.

Когда его герой с должной свирепостью выколачивает из кого-нибудь показания или впадает в алкогольную депрессию, становится понятно, что Стоянову вполне по силам сыграть качественного копа-отморозка не только в фильме, где каждый кадр призван сделать зрителю смешно.

Сочиняя сценарий, Вадим Галыгин вдохновлялся не присутствующими в названиях главок, но взятыми, видимо, от балды хитами «Однажды в Америке», «Старикам здесь не место» и «Апокалипсис сегодня», причем в данном случае это скорее плюс, чем минус, а в первую очередь известным триллером «Семь» (и почему-то говорухинскими «Десятью негритятами»). Создателю «Очень русского детектива», понятно, приходится сложнее, чем хорошо устроившемуся Дэвиду Финчеру.

Букв в русском алфавите куда больше, чем смертных грехов, и всунуть в 105 минут экранного времени 33 мало-мальски прилично оформленных убийства не представляется возможным. Поэтому информация о части из них дается как бы в виде неряшливого конспекта (в честь буквы «ж» очередного несчастного душат с помощью жалюзи, а когда дело доходит до «и», человека убивают сброшенным на него гражданином по имени Игорь), а отдельные буквы, вроде чем-то провинившейся «з», вообще пропускаются. Почему — непонятно.

Свободно ведь можно было задавить кого-нибудь забором, сбить «Запорожцем», напоить расплавленным золотом или, на худой конец, затоптать зеброй.

Несмотря на артиста Стоянова, «Очень русский детектив» относится к распространенной категории картин, которые можно не посмотреть без особого ущерба для своей неубиваемой души. Равно как, вероятно, и обещанный «Самый лучший фильм-2». Остановить дальнейшую экспансию Comedy Club в кинематограф, возможно, способен финансовый кризис, в целом небогатый положительными моментами, или, допустим, запоздалый, но увесистый ответный удар по понаехавшим конкурентам со стороны мэтров «Аншлага».

Богато костюмированная пародия на «Войну и мир», поставленная силами Евгения Петросяна, Сергея Дроботенко, Елены Воробей и их соратников (достаточно многочисленных, чтобы не привлекать людей с улицы в массовку для батальных сцен), думается, будет иметь успех. Образ пронзительно раскинувшегося под небом Аустерлица Владимира Винокура наверняка закроет тему вылазок телевизионных юмористов в кино, поскольку сказать будет попросту нечего.