Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Труп позвал в дорогу

В прокат выходит «Тот, кто гасит свет»

В прокат выходит «Тот, кто гасит свет» — малоубедительная, но в то же время сулящая некоторые надежды попытка снять в должной степени страшный российский триллер.

Практикующий в Питере маньяк без спросу взял на себя функции некоего общегородского еженедельника-напоминальника, поздним вечером каждую среду убивая по девочке-подростку. Расследование ведет капитан Моисеев (Алексей Гуськов), которому душевная организация не позволяет разделять работу и досуг. Стены в квартире мужчины тематически облеплены фотоснимками жертв, протоколами вскрытия и посвященными маньяку газетными публикациями. По ночам он в режиме нон-стоп смотрит видеозаписи с допросами выловленных ранее душегубцев, засыпает под них одетый, жарит яичницу, но вместо нее питается главным образом таблетками для бодрости. В таких условиях трудно сохранять хотя бы внешнюю адекватность, желательную при походах на любую работу, и коллеги напрямки намекают герою, что неплохо бы ему отдохнуть:

«Тебя лечить надо, капитан!» — «Нас всех надо».

Тем более что в какой-то момент маньяка вроде бы ловят. Эффектно обезвреженный неподалеку от свежего трупа (ему сначала стреляют в ноги, а потом несильно переезжают фурой) плешивый собаковод кричит: «Я — Заславский, вы запомните то, что я сделал!» Он признается во всех убийствах, однако Моисеев не разделяет общего оптимизма и устраивает Заславскому допрос с пристрастием, в ходе которого выясняется, что тот никакой не маньяк, а просто алчущий чужой кровавой славы неудачник. Оперативники во главе с полковником генпрокуратуры Остыловой (секс-символ Екатерина Редникова в неожиданном образе), которой темпераментный сыщик по ходу совещания успевает порвать блузку, однако, спешат заявить о поимке убийцы.

Понять их можно, поскольку рассказ Заславского об обстоятельствах встречи с маньяком (оба случайно столкнулись в проходном подъезде, где хотели кокнуть одну и ту же девочку, но в итоге трогать ее не стали, а просто откровенно поговорили меж собой в темноте, и Заславский решил все взять на себя) не выглядит очень уж правдоподобным. Отлученный от дела Моисеев, собрав личные вещи (фотки со стены плюс темные очки, призванные в зимних условиях не столько защищать от солнца, сколько прятать красные от недосыпа глаза), отправляется в провинциальный Светлогорск, где, как выяснилось, произошло первое похожее по признакам убийство.

В советской журналистике такие командировки проходили под рубрикой «Письмо позвало в дорогу».

Третью за последнее время попытку снять полноценный отечественный триллер (до этого были вдохновленные японским кино «Мертвые дочери» Павла Руминова и хоррор Вадима Шмелева «С. С. Д.», где не обошлось без влияния «Пилы») можно считать относительно удачной — по крайней мере, на куцем фоне предшественников. Режиссер и сценарист Андрей Либенсон не только деликатно сгребает в одну кучку маниакальные идеи, наработанные мировым кинематографом, но и снабжает их ядреным национальным колоритом, заходя в этом дальше, чем Руминов со Шмелевым, тоже, естественно, прибегнувшие к русификации продукта.

Первоначально «Тот, кто гасит свет» (в съемочной группе имеет хождение шутка, что кино про Чубайса) имел тоже мало что объясняющее, зато смутно почвенническое рабочее название «Государь», а сплав цитат из «Обещания», «Бессонницы» «Молчания ягнят» и, кажется, даже «Терминатора-2» во второй половине картины оборачивается неожиданным «Грузом 200».

Без идеологической подкладки, зато с по-хозяйски размеренным милицейским беспределом и любовью персонажей к майкам с советской символикой.

Очевидные минусы фильма — в первую очередь, обычную для современного русского кино небрежность сценария, претензии к которой можно обозначить цитатой из горестного монолога главного героя: «Никакой связи, никакой логики, только трупы», — посильно компенсируют два несомненных плюса. Наделенный ярчайшим отрицательным обаянием актер Гуськов смотрится в роли странноватого следователя как влитой, и чувства окружающих, задумывающихся, а не он ли вообще-то маньяк, по-человечески очень понятны.

Вторым достоинством ленты является несомненное желание режиссера не только заимствовать чужие идеи, но и генерировать собственные. Эпизод, где девочка в холщовом мешке на голове убегает от преследователя с черной дыркой вместо глаза по обледенелому пирсу, не так-то легко забыть, да и эротическая сцена с участием Гуськова на готичном фоне из фотографий с трупами позволяет предположить, что в голове Андрея Либенсона обитают изрядных габаритов тараканы. А без них, как известно, по-настоящему творческому человеку никуда.

Новости и материалы
В Канаде ввели санкции против военного руководства Ирана
Стало известно, как дрожащие руки влияют на риск деменции
В США сравнили помощь Украине и российскую военную мощь
Найден способ лечения рака без тяжелых побочных эффектов
Каждый второй россиянин стал подписчиком онлайн-кинотеатров
Экс-игрок «Зенита» сомневается в очередном чемпионстве команды
Российские космонавты развернули радиолокатор в открытом космосе
Курганец предпочел отправиться в колонию вместо обязательных работ на воле
Шойгу прибыл с рабочим визитом в Астану
Найдены пищевые добавки, связанные с риском диабета
Игрок клуба РПЛ рассказал о накопившейся злости на «Зенит»
Путин и члены РСПП остались довольны встречей
Песков рассказал будет ли РФ расширять буферную зону безопасности
Минкульт определил, каких фильмов не хватает россиянам
Ольга Орлова нашла кормящую кошку для подброшенных котят
Неадекватный россиянин крушил прилавки, угрожал покупателям ножом и сжег магазин
В Подмосковье женщина держала в рабстве граждан Белоруссии
Игрока «Рубина» могут наказать за шутку о деньгах в российском футболе
Все новости