Театралы не верблюды

Вручена премия «Золотая маска-2007»

Светлана Полякова 16.04.2008, 13:24
ИТАР-ТАСС

Вручена премия «Золотая маска-2007». На церемонии собравшиеся с удовольствием несли околесицу, дирижировали оркестром и доказывали отсутствие видовых признаков вьючного животного.

«Золотая маска-2007» проходила в условиях приятной климатической аномалии: погода уже в марте случилась майская, благоприятствующая беспечным массовым гуляньям. Добрый зритель, переполнивший залы, не промахнулся — прошлый театральный сезон был по-настоящему урожайным. 52 претендента из 12 городов России, причем многие шли, что называется, ноздря в ноздрю. Поэтому о награжденных уместнее сказать «повезло», чем пытаться подсчитать баллы.

Награждение осуществилось на этот раз при активном участии темных сил – вести церемонию режиссер Дмитрий Бертман пригласил Воланда (Дмитрий Певцов), Фагота и Бегемота. А ответственную процедуру вскрытия конверта с фамилией победителя доверил одному из многочисленных экранов, установленных на заднике. Техника почти не подвела, в отличие от человеческого фактора. Удачно начав с того, что приятных людей в зале испортил вопрос о «Золотой маске», булгаковская троица практически исчерпала смысл своего присутствия на сцене.

Всю первую половину торжества зрителя не оставляло ощущение, что кто-то не пришел, кому-то дали не тот текст, кого-то в последнюю минуту заменили, вручанты не узнавали номинантов, а ведущие несли околесицу, плутая в импровизациях.

Оркестр под управлением Владимира Понькина как мог спасал положение: Понькин даже подтанцовывал биг-бенду Гараняна, а в середине церемонии, по инициативе вручантки Апексимовой, его оркестранты взялись бить барабанную дробь при вскрытии электронного конверта. Впрочем, зал, в котором было немало пустых мест (не любят номинанты-аутсайдеры прийти порадоваться за удачливых коллег), отнесся к стихийному действию благожелательно.

В любимых народом номинациях «Лучшая женская роль в драме» и «Лучшая мужская роль в драме» победили Ирина Пегова (Москва Ивановна Честнова в «Рассказе о счастливой Москве») и Константин Райкин (Лир, «Король Лир»). С Константином Аркадьевичем, понятное дело, тягаться было некому, а вот в женской номинации с жюри можно было бы поспорить – еще трое «фоменок», бывших коллег Ирины Пеговой, кажутся достойными не меньше. Однако жюри нашло выход, присудив специальную премию женскому квартету из «Самого важного» — Мадлен Джабраиловой, сестрам Кутеповым и Галине Кашковской, которой изначально среди номинантов не было.

Это единственная премия, которой жюри отметило спектакль Евгения Каменьковича, который многие считают самым важным столичным спектаклем сезона.

Из внушительного списка номинантов на звание лучшего режиссера драмы жюри выбрало Миндаугаса Карбаускиса за очень хорошее воплощение «Рассказа о счастливой Москве» Андрея Платонова. А лучшим спектаклем малой формы была названа дивная постановка Льва Эренбурга в Магнитогорском театре им. Пушкина «Гроза», ставшая открытием фестиваля.

В номинации «Лучший спектакль большой формы» победила «Жизнь и судьба» Льва Додина – спектакль «из бабушкиного сундука», поощренный если не за живое искусство, то за настойчивую демонстрацию гражданской позиции.

В музыкальном театре, при очень плотной конкуренции, обошлось без неожиданностей.

Лариса Гоголевская, номинированная за «Енуфу» и «Электру», победила с «Электрой». За лучшую мужскую роль наградили тоже мариинца: Ахмед Агади был приглашен в Казань петь партию Тукая в «Любви поэта» (в Москве спектакль не видели, он оказался нетранспортабельным). Присутствие среди номинантов мировой знаменитости Марка Минковского определило лучшего дирижера в опере. И сама опера, которой дирижировал маэстро, – «Пеллеас и Мелизанда» — по праву была признана лучшей. Режиссера Дмитрия Чернякова признали лучшим за дерзкое переосмысление «Евгения Онегина» на сцене Большого;в этой номинации он обошел таких титанов оперной режиссуры, как Александр Титель, Александр Сокуров и Оливье Пи/ «За прорыв в области музыкального аутентизма» был награжден Теодор Курентзис («Свадьба Фигаро»), прокомментировавший награду так:

«Этот приз доказывает, что мы – не верблюды, кричащие в пустыне музыкальных театров и залов».

Призы за лучшие роли в балете поделили Большой театр и балет Бориса Эйфмана – Наталья Осипова оказалась лучшей «В комнате наверху», а Юрий Смекалов был отмечен за Тригорина в «Чайке». Спектакль Мариинского театра «Пробуждение Флоры» стал абсолютным лидером – и постановка, и хореограф удостоились высшей оценки жюри.

Как всегда, довольно нещедрый на аплодисменты зал бурно оживлялся трижды. На награждении лучшего спектакля малой формы (упоминавшейся уже «Грозы»). На оглашении победителя в номинации «Эксперимент» в симпатичнейшей компании одержал достойную победу «Демон. Вид сверху» Дмитрия Крымова – завораживающий микс из театра, инсталляции, перформанса и бог еще знает чего. И при вручении приза лучшему артисту оперетты Владлену Павленко из Хабаровского театра музкомедии, который еще с первой минуты появления в спектакле «Самолет Вани Чонкина» (лучший спектакль в оперетте) обаял зрителей незаурядным даром настоящего, редко встречающегося даже на драматической сцене комика.

Любимец публики не подвел и на вручении – вскарабкался на бордюр и, потеснив Понькина, в свое удовольствие подирижировал оркестром.

Гастроли Александринского театра в рамках «Золотой маски» предварили награждение Валерия Фокина специальным призом жюри за возрождение Александринки. А пресса в лице главного редактора газеты «Коммерсантъ» наградила своего дежурного фаворита Андрея Могучего за спектакль «Иваны».