Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
В пределах нормы

Русские торги на Сотбис

Архип Куинджи, «Березовая роща»
Аукционный дом Sotheby's наторговал в Нью-Йорке русским искусством на $36,1 млн. Осталось еще провести сессию с прикладными предметами и иконами, но предварительные результаты дают понять — цены не могут взлетать бесконечно.

Итоги первого дня «русских торгов» выглядят вполне внушительно, ни о каком провале говорить не приходится. Однако феноменальных рекордов не зафиксировано – а уж так повелось в последние два--три года, что все ожидают именно их. В прошлом июне, к примеру, у наблюдателей захватывало дыхание, когда сначала ушло за $7,3 млн полотно Константина Сомова «Радуга», а через несколько дней «Сбор яблок» Наталии Гончаровой был продан за $9,7 млн.

Казалось, дальнейшая динамика будет выглядеть похожим образом.

Но на нынешних торгах Sotheby's самым дорогим лотом стала картина Архипа Куинджи «Березовая роща», проданная за $3,065 млн. Рекорд для Куинджи – и не более того. Перевалили за миллионный рубеж еще несколько произведений. Например, около $4 млн удалось выручить за три картины Ивана Айвазовского, $1,385 млн стоил среднерусский пейзаж Василия Поленова и чуть больше миллиона — венецианский вид кисти Алексея Боголюбова (все эти хиты гостили недавно в Москве на предаукционной выставке). А вот полотно зрелого Ивана Шишкина, за которое предполагали получить что-нибудь порядка $2 млн, осталось невостребованным. Не сработали и некоторые другие приманки – скажем, при всем ажиотаже вокруг современной группы AES+F, их принт из серии «Последнее восстание» не нашел приобретателя.

Разумеется, ремаркой Unsold сопровождаются итоги любых аукционов – практически не бывает такого, чтобы ассортимент раскупался стопроцентно.

Нынешние результаты в этом отношении довольно обычны. При этом многие из проданных лотов едва перешагнули за эстимейт (предварительную оценку). Тоже привычное дело, конечно, хотя именно «русские торги» всегда отличались непредсказуемостью. На сей раз азартных ребят, желающих биться до последнего и вздувать цены чуть ли не на порядок, явно не хватало. И ведь не сказать, чтобы репертуар выглядел скудным и однообразным. Кроме классики XIX века и «первого авангарда», на нью-йоркском аукционе в большом количестве было представлено «послевоенное и современное искусство» (стандартная западная формулировка, описывающая период с войны до наших дней). Этот раздел пользовался определенной популярностью: брали и нонконформистов советского времени, и сегодняшних авторов – но тоже без излишнего задора.

Самым дорогостоящим приобретением тут стал рисованный альбом «Полетевший Комаров» от некогда московского концептуалиста Ильи Кабакова ($445 тыс.)

Фаворит недавних торгов современного искусства Олег Васильев своего тогдашнего рекорда (почти миллион долларов) нынче не превзошел: за его картину «У Костра. Эрик Булатов» предложили $229 тыс. Не привели к ценовому взлету и продажи работ прочих лидеров вроде Виталия Комара с Александром Меламидом или Семена Файбисовича. Зато с относительно невысокими цифрами профигурировал целый список авторов, которые прежде не «засвечивались» на столь престижных аукционах. Что можно считать прогрессом – глядишь, из них со временем выкуется новая гвардия чемпионов по продажам.

Если коротко: полет нормальный, все по плану.

Но без особого перевыполнения. Впрочем, не будем делать преждевременных выводов, будто российские коллекционеры притомились и больше не склонны к рекордам и сенсациям. Всякое может быть — и даже в ближайшее время.