Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Вброс раком

Культура по четвергам

Культура по четвергам: Вася Баг пытается разобраться, имеет ли нашумевшая акция в Тимирязевском музее отношение к современному искусству, а если имеет, то какое.

В эти дни в Хельсинки в галерее «00130Gallery» проходит выставка «Неудобное искусство» – попытка собрать в одном месте «произведения известных русских художников, запрещенные к показу в России». Среди прочих, к участию в выставке была приглашена и группа «Война», прославившаяся своей нашумевшей акцией «Еб*сь за наследника медвежонка».

«Парк культуры» задался вопросом: почему среди множества материалов в СМИ, посвященных акции, практически не было попыток разобраться, как скандальное происшествие в Тимирязевском музее вписывается в общую канву российского актуального искусства? Мы обратились к нашему давнему сотруднику Васе Багу, известному любителю современного акционизма, и получили в ответ…

Открытое письмо жж-юзерам M. и B. по поводу жежешного происшествия в Тимирязевском музее.

Здравствуйте, дорогие М. и В. В своем вечном беге впереди моды я в последние годы заделался специалистом по наноинтеллекту, благо, в нашей профессии разум, величина которого микроскопически мала, приходится изучать постоянно. Однако в традиционной журналистике наноразум этот заключен в слишком тесные рамки, и лишь в Живом Журнале, этом неисчерпаемом кладезе наномозгов и колыбели наноинтеллектуалов всех оттенков, от псово-коричневого до крикливо-голубого, он произрастает, так сказать, в своей естественной среде.

В своих странствиях по блогам я неизбежно натолкнулся на наделавших столько шуму копулянтов под чучелом медведя, а потом – и на вашу по этому поводу переписку. Разглядев в ней явственные элементы зарождающегося в вас наноразума, позволю себе привести фрагмент, чтобы в дальнейшем постараться развеять некоторые ваши заблуждения и вернуть вас в сферы разума общечеловеческого.

М.: Вот допустим, есть у меня одна дальняя знакомая — подруга друзей. И вот допустим, эта дальняя знакомая участвует в акции «Еб*сь за наследника медвежонка». И после этого я ее встречаю, допустим, у друзей, или на концерте.

Должен ли я подойти к ней и сказать: «Вы, ***, замечательно еб*тесь, интенсивно и зажигательно?

С точки зрения современного искусства, этот нехитрый акт унылого аматер-порно-прорыва сравним с перформансом Йоко Оно Cut Piece. Ну какое искусство, такой и прорыв, это ладно. Но надлежит ли мне при следующей случайной встрече с *** сказать ей: «Отлично еб*тесь, ***»?

В.: Проблема-то в чем, в том что ты ее хоть и не очень хорошо, но знаешь?

Допустим, речь идет не о современном, а о нормальном искусстве, о стихах, предположим. Чего плохого в том чтобы сказать: «У тебя очень хорошие стихи, и ты их отлично читаешь»? Ничего нет плохого, вполне можно так сказать. А вот «это не стихи, а унылое говно, и читаешь ты, как пьяный Панюшкин с выбитыми зубами» — такое знакомому человеку сказать как-то уже неловко, пусть даже и правда. Так и здесь. Если бы эта знакомая была Елена Беркова, я думаю, что ты и сам бы не постеснялся сказать, что да, отлично получается, и никаких ваших советов бы не спрашивал. В случае с акцией же... ну, всем и так все понятно с акцией.

Итак, «список замеченных опечаток» Для начала вынесем за скобки противопоставление » искусство современное» – «искусство нормальное» как чушь. Любое искусство является современным, когда обладает некоторым свойством вневременности, определенным качеством, будь то файюмские портреты или инсталляции и объекты Юрия Аввакумова. С такой точки зрения, неолитические Венеры всегда останутся более современными, чем сляпанные года три назад «актуалами» Фаридом Богдаловым и Сергеем Калининым портеты депутатов Госдумы, которые ныне не сохранили свои мандаты. Впрочем, лекции по эстетике не будет, я всего-навсего попытаюсь разобраться в обыденном бытовании термина современное искусство (СИ).

Итак, В. утверждает, что ему «и так все понятно с акцией». Да ни хрена ему не понятно. Видимо, он принял за постулат, что СИ есть нечто, происходящее в музейном (галерейном) пространстве, что вызывает недоумение у обывателя. Тут к проказникам-медвежатам действительно претензий нет. Но если рассуждать подобным образом, в категорию СИ не попадут такие безусловно принадлежащие к ней феномены, как живопись Виноградова и Дубосарского или сделанный из брильянтов человеческий череп, проданный не так давно на Западе за какие-то фантастические деньги. Шокировать толпу такое СИ способно разве что ценой, а так – ра-аскошно, прикольно и способно украсить любую уважающую себя гостиную от Капотни до Рублевки.

Теперь насчет «прорыва». Даже не буду лезть в сеть за справками и с порога припомню, как Кулик лет уж пятнадцать тому совокуплялся со своей женой в парижском, кажется, палеонтологическом (!) музее и потом успешно сбывал принты с этой акции: стоит в витрине, допустим, чучело медведя, а художник в стекле отражается и наяривает...

И под памятником Пушкину художники еб*тись пытались (мороз был – ничего не вышло), и слово «х*й» на Красной площади телами выкладывали (ау, медвежатки, вот вам и обращение к политической злобе дня), и на Новом Арбате целой толпой голышом бегали.

А уж на Западе в эпоху «детей-цветов» что творилось... Один Джимми Моррисон чего стоит – как захочет, бывало, общество потребления обличить, так и давай на сцене штаны снимать. Какой уж тут прорыв.

Так что с новаторством у наших героев не очень. Поговорим о профессионализме. Тут стоит привести беседу с одним известным художником-акционистом, состоявшуюся вскоре после происшествия в Тимирязевском. В ней он неожиданно заявил, что акция вышла «некрасиво».

— Гарик, что ты имеешь в виду? – поинтересовался я, памятуя, что современное искусство категориями классической эстетики чаще всего пренебрегает, да и сам собеседник всегда относился к ней со снисходительностью дзен-буддиста. Дальнейший разговор вкратце можно свести к нескольким тезисам.

Итак, хочешь шокировать – так шокируй. Действительно, серия снимков, появившаяся в ЖЖ, снята в основном общим планом, да так, что непонятно, что, собственно, происходит. Раскадровка очень напоминает псевдопорнуху на ДТВ, герои которой вроде бы изо всех сил сопят и копошатся, но их половые органы все время остаются за кадром.

Кстати, единственный попавший в поле зрения член выглядит так, что орудовать им надо скорее не в защиту медвежонка, а биться за другой символ русской природы – выхухоля.

Тезис третий: создаешь резонанс — так создавай. История же в Тимирязевском пахнет ловкостью рук, точнее, языка.

Снимки, на которых ребята с отчаянными лицами пристроились к девушкам, доедаемым анорексией, беременностью и целюллитом, всплыли в единственном блоге при весьма сомнительных обтоятельствах.

Итак, шел себе как-то хозяин этого блога ученый-лингвист Алексей Плуцер-Сарно, цилиндр заломив (уважающие себя специалисты по русскому мату всегда так ходят). И вдруг – ба, знакомые ребята! Художники из хороших семей, между прочим. И пригласили его эти молодые гении на художественную акцию, а он, взрослый солидный человек, не подозревал, что его, телеведущего и языкознатца, свечку держать привели. А тут такое началось... У Плуцера же по чистой случайности с собою фотоаппарат оказался. Да такой весь заграничный, с суперинтеллектуальным чипом, что хозяина с транспарантом на заднем плане действа умудрился запечатлеть. Потом, видимо, этот же чудо-гаджет написал в ЖЖ Плуцера о защите животных и славянском тотемном медведе, в честь которых все действо якобы и происходило, от чего медвежата теперь печатно и устно открещиваются. Как вам эта история? Между тем, для современного искусства важна свобода интерпретаций, так что на акции желательно было бы присутствие «неприкормленных» критиков, не говоря уж о простых зрителях.

Документируешь – так документируй. Возьмем для примера ведущую акционистку мира Марину Абрамович. Во-первых, угадайте, что она делала в своей работе «Отношения в пространстве» в лохматом 1976 году? Правильно: осуществляла со своим партнером, как прелестно написано в Википедии, «полностью свободные отношения». Но главное не это – обыватель имеет право считать современного художника циничным говном, но художник имеет право это убеждение эксплуатировать. Именно эксплуатировать. Скажем, с относительно свежей акции «Балкан эротик эпик» Абрамович (не родственница, кстати, ударение на второе «а») сделала фильм, фотопринты (ограниченный тираж), DVD с документацией (ограниченный тираж) и издала пару статей в соавторстве с ведущими кураторами. И удачно реализовала продукцию в частные коллекции.

А что человечество имеет с нашей истории, кроме любительских снимков плуцеровской мыльницы-чудесницы и гипотетически существующего видео? А имеет оно лишь интервью затеявшего все это дело Олега Воротникова журналу «Афиша».

Господин этот перед диктофоном чувствует себя так же неуютно, как на собственной бабе, – путается в показаниях и в начале своего краткого спича называет свое детище «политическим выступлением» (видимо, потому что накануне выборов), а кончает, извините за каламбур, заявлением, что речь идет о философском перформансе.

Разница, согласитесь, немаленькая.

Еще оказывается, что Воротников пошел е**ться к зверюшкам, поскольку, мол, сколько в галерейках ни корячься, толку и должного резонанса не будет. Да неужели? А про Авдея Тер-Оганьяна он слышал — откуда тот за границу вылетел? А Олег Мавромати, которого в галерее Гельмана распинали, что сейчас делает, а? И, главное, где? А художники с кое-каких выставок в Сахаровском центре — как себя чувствуют? А Император Вава? Ах, запамятовал?.. А в галерейках, между прочим, корячились. Вообще, по испуганным глазам этого господина и спутанности речи начинаешь как-то очень отчетливо чувствовать, что возлег он под сень набитого соломой мишки просто потому, что в более людном месте банально побоялся получить пи*ды.
Что на героев отечественного акционизма, исследованного Андреем Ковалевым и издательством «ВАМ» в вышедшем, кажется, год назад здоровенном томе (думаю, что Воротникову он должен быть знаком), совсем не похоже – те и поречистей будут, и пострадать сплошь да рядом были готовы.

Так что по большинству признаков никакое это не СИ – несовременнное, непрофессиональное и вообще уж слишком похожее на розыгрыш. Откуда же такой шум? А дело-то как раз кроется в особенностях ЖЖ-юзерства. Бедняга Маршалл Маклюэн знать не знал, каким содержанием наполнится его термин «глобальная деревня», которым он описывал общество глобальных коммуникаций. У нас это уже не деревня, а самая натуральная «дяревня», где кумушки, собравшиеся у колодца френд-лент, бесконечно пережевывают сплетню, бессмыслицу и клевету.

Очень характерно, кстати, что так СИ попало в поле зрения рунетской толпы, а толпа по традиции к нему равнодушна, целых два раза за месяц. Думаете, виноват высокий образовательный ценз интернет-тусовщиков? Да ладно! Среднюю блоговодшу рунета, его коллективное, так сказать, бесознательное, со всеми потрохами можно описать старинным стишком группы «Мухомор»:

Я удивилась и засмеялась,
Но фамилию ему дала...
А вечером долго собой любовалась,
Перед зеркалом раздевшись догола.

Образование (я про Москву) такая барышня получает в ОГИ или в «Раю» – в зависимости от достатка. Читает Коэльо, Вербера и Робски. Ее сетевой кавалер – типичный офисный самурай с тонкой, как ему кажется, душой и стальными, как ему хочется верить, мускулами. Своей любви к «Духлессу» стесняется – уже не модно, но, оставшись наедине с собой, любит перечитывать полюбившиеся страницы: «Как верно, собака, описывает!»

Именно собака вместе с е**щимися медвежатами отдувалась недавно в рунете за современное искусство. Песика вытащил пред светлы очи сетевой общественности главный «тысячнег» всея сетевой Руси. Поведал историю, как в какой-то латиноамериканской арт-галерее посадили на привязь выловленную на улице дворняжку и не давали ей пить и жрать, пока бедняжка не сдохла. Такое вот, мол, искусство, рятуйте, граждане! И что же тут началось:

ЖЖ плачет, ли.ру рыдает, по яндекс-блогам стон идет, Апач от потрясения бросил пить на тридцать восемь часов, и даже Хелл по этому случаю собирался переименоваться в Пэрэдайза, но одумался...

Вскоре, правда, выяснилось, что «тысячнег» заблуждался — собачку кормили, а потом и вовсе оказалось, что арт–объект этот, не будь дурак, веревочку в один прекрасный день перегрыз и тю-тю...

Да и была ли, если задуматься, собачка? Впрочем, это уже не важно: тысячник получил со вброса свои тысячи, а тусовка показала самой себе, какая она гуманистка.

А «тусовка» во всей этой истории — ключевое слово. Блогерское же большинство (я не беру в расчет специализированные сообщества и т.п.) – типичная открытая и неоднородная тусовка вроде советских хиппарей. Отношения в таком сообществе всегда строятся по принципу «кто хиппует – тот поймет», что в числе прочего подразумевает и некритичное отношение к «телегам» своих членов. Рассказал, скажем, Вася Блэкмор, что в Катманду из Рязани «стопом» ездил, значит, ездил, поведал Другой, что современные художники собачку убили и съели – кто бы сомневался, повесил Плуцер пост, что современное искусство лицезрел – значит, так и было. А какие масштабы эти телеги могут приобретать благодаря свойству ЖЖ-юзеров заимствовать друг у друга и множить непроверенную информацию – не мне вам объяснять. Надеюсь, что вы, дорогие М. и В., не окажетесь в конце концов раздавленными этим снежным комом нанофактов.

Всегда ваш исследователь наноинтеллекта Вася Баг.

Новости и материалы
Латиноамериканская страна занимается проблемой недопуска россиян на рейсы Turkish Airlines
Бузова потребовала дом от ТНТ
Telegram блокирует аккаунты, которые осуществляют сбор координат для нанесения ударов
На Украине заявили, что делают все возможное, чтобы предотвратить возвращение россиян
Суд в Коми заочно арестовал российских оппозиционеров
В Мелитополе отказались от проведения Парада Победы в этом году
Минобороны США объявило о новом пакете военной помощи Украине
Воспитательница подмосковного детсада избила ребенка на прогулке
Ученые создали вакцину против опасных для жизни супербактерий
В Тамбове местного жителя задержали за намерение подорвать энергообъект
Супруги сделали на кухне ремонт и нашли клад XVII века
США выделили $1 млрд сектору Газа
Пост о том, что Лена Миро жива, возглавил топ ЖЖ: «Не дождетесь!»
Эксперты оценили рекомендованную Илоном Маском операцию против боли в спине
«Динамо» приблизилось к «Краснодару» после победы в матче РПЛ
Семья из Канады получила тело россиянина вместо погибшего на Кубе родственника
Лукашенко оценил новый военный транш США для Украины
Рупиям нашли применение
Все новости